Общественный порядок: понятие. Охрана общественного порядка

Взаимодействие с другими сферами жизнедеятельности

Общественный порядок имеет тесную связь с социальной безопасностью. Она, как это указано в юридических изданиях, состоит из отношений, которые касаются локализации (предотвращения) негативных для здоровья и жизни людей и их имущества действий и явлений, которые, в свою очередь, выступают в качестве последствий поведения отдельных лиц или действия природных сил. Отношения в сфере безопасности имеют свою специфику. Однако она не создает препятствий для соблюдения норм и правил поведения в социуме.

Более того, укрепление общественного порядка способствует усилению безопасности отдельного человека и всего населения в целом. Для уяснения сущности указанных явлений особое значение имеет вопрос о соотношении их с еще одной сферой жизнедеятельности. Речь, в частности, идет о правопорядке. Его рассматривают как правильное, налаженное устройство и состояние чего-либо. Правопорядок и общественный порядок – две взаимосвязанных категории. Первая используется для характеристики состояния отношений в социуме, которое формируется при регламентации взаимодействий юридическими нормами и их реализации. Правопорядок и общественный порядок выполняют общие функции – устанавливают стабильность в социальной сфере.

Административный мандат организующих субъектов охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности представляет собой общегосударственную задачу, решение которой осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

В качестве основных звеньев организационной структуры охраны общественного порядка и общественной безопасности можно выделить следующие:

– Президент РФ, органы и должностные лица, обеспечивающие его деятельность (в том числе Администрация Президента РФ, Совет Безопасности РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах);

– Правительство РФ, создаваемые им координационные, совещательные органы и органы при Правительстве РФ;

– федеральные органы исполнительной власти, наделенные специальной компетенцией в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– органы местного самоуправления.

Рассмотрим систему полномочий исполнительно-распорядительного характера указанных субъектов (административный мандат1) в сфере организации административно-правовой охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

В соответствии с Конституцией РФ, Президент РФ определяет основные направления внешней и внутренней политики в Российской Федерации.

Осуществляя данную функцию, Президент РФ принимает нормативно-правовые акты, определяющие стратегические направления государственной политики в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности; выступает с посланиями к Федеральному Собранию РФ, отражающими цели и задачи такой политики на ближайшую перспективу.

Президент РФ также в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за практическую реализацию государственной политики в сфере безопасности, внутренних дел.

Согласно ст. 19 Федерального конституционного закона РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 11 апреля 1997 г.1, Правительство РФ «осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями». Исходя из полномочий Правительства РФ, к таким мерам можно отнести правовое регулирование соответствующих общественных отношений, утверждение федеральных целевых программ и другие.

Основные функции по организации и непосредственному осуществлению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности возложены на Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), осуществляющее деятельность в соответствии с Положением о данном органе, утвержденным Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г.1 и органы, входящие в систему МВД России.

Следует отметить, что в числе основных задач МВД России (п. 3 Положения) называется «обеспечение охраны общественного порядка», но не упоминается «обеспечение общественной безопасности» (за исключением обеспечения безопасности дорожного движения). Представляется, это связано с тем, что МВД России определяется как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию «в сфере внутренних дел» (п. 1 Положения), а обеспечение общественной безопасности невозможно отнести только лишь к сфере внутренних дел.

Среди полномочий МВД России также встречается «разработка и проведение мероприятий по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации» (подп. 14 п. 8), но не упоминается о мероприятиях по обеспечению общественной безопасности (за исключением безопасности дорожного движения).

На наш взгляд, это можно рассматривать как пробел, тем более что функции по обеспечению административно-правовой охраны общественного порядка и общественной безопасности возложены на милицию и внутренние войска законодательно.

Так, Закон РФ «О милиции» возлагает на милицию задачи по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений (ст. 2) .

Федеральный закон РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от б февраля 1997 г.1 определяет в качестве одной из функций внутренних войск МВД России участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения.

Антисоциальные проявления: потенциальная угроза

Чем более развитым и цивилизованным становится общество, тем сильнее в нем проявляется нетерпимость к разным разлагающим его действиям. В этом смысле все большее значение с течением времени приобретает соблюдение всеми людьми установленных норм поведения. Необходимость укрепления и поддержания общественного порядка обусловливается интересами государства, всего населения и каждого человека в отдельности. Установленные нормы отражают волю большей части людей, проживающих в стране, способствуют развитию и совершенствованию отношений между субъектами. Предписания охраняют законные интересы, свободы и права людей, организаций, предприятий, учреждений.

Обеспечение безопасности

Специалисты выделяют следующие принципы обеспечения безопасности: интеграция с международным системами; взаимная ответственность по обеспечению безопасности государства, общества и личности; соблюдение баланса основных интересов государства, общества и личности; законность.

Обеспечение безопасности не допускает ограничение свобод и прав граждан. Исключением могут быть случаи, которые прямо предусмотрены и прописаны в главах закона. Объединения, общественные и прочие организации, граждане имеют право получать разъяснения от органов, занимающихся обеспечением безопасности, по поводу ограничения их свобод и прав.

Замечание 2

Такие разъяснения могут предоставляться в письменной форме в сроки, установленные законодательством.

Закон о безопасности, Конституция РФ и другие нормативные акты РФ, которые регулируют отношения в сфере безопасности, являются гарантами свобод и прав граждан. Сюда же следует отнести международные соглашения и договоры, признанные РФ или заключенные ею; нормативные акты органов государственной власти и управления автономных округов, автономной области, областей, которые были приняты в пределах их компетенции в данной области; законы, конституции и какие-либо нормативные акты республик в составе РФ.

Общественный порядок и общественная безопасность как элементы национальной безопасности и объекты охраны в условиях массовых мероприятий

В юридической литературе существуют различные подходы к определению понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность».

В частности, общественный порядок принято характеризовать в «широком» и «узком» смысле слова.

В «широком» смысле общественный порядок рассматривается в общей теории права как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым)1.

В отечественной правовой доктрине и законодательстве понятие «общественный порядок» используется в более узком его значении. Как отмечается в юридической литературе, впервые в российских нормативно-правовых актах понятие «общественный порядок» появилось в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений 1832 г., затем оно встречается в Положении о мерах по охранению государственного порядка 1881 г. и в Указе Правительствующему сенату от 12 июля 1889 г.1 В настоящее время данная категория упоминается в ст. 132 Конституции Российской Федерации и в иных нормативно-правовых актах.

Однако до настоящего времени не выработано единой точки зрения по вопросу о содержании общественного порядка.

Так, М. И. Еропкин определял общественный порядок как «обусловленную интересами всего народа …, регулируемую нормами права, морали, правилами … общежития и обычаями систему волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций»2 .

Этот автор выделял четыре четко выраженных элемента данного понятия:

1) содержание общественного порядка – система волевых общественных отношений, проявляющихся в поведении людей, их действиях и поступках;

2) средства регулирования общественного порядка правовые и моральные нормы, обычаи;

3) цель установления и поддержания общественного порядка – охрана жизни, здоровья, чести, достоинства, иных прав и законных интересов граждан, охрана народного достояния, обеспечение общественного спокойствия, условий

1 для нормальной деятельности государственных и общественных организаций;

4) реальные гарантии прочности общественного порядка в государстве – подлинный демократизм общественного и государственного строя1.

Несколько иное мнение высказывалось А. В. Серегиным, который характеризовал общественный порядок как «…урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности»2, подчеркивая, что общественный порядок может быть нарушен и не в общественных местах, когда ущемляются права других граждан, в том числе и членов семьи.

По мнению этого исследователя, отношения, составляющие содержание общественного порядка, можно разделить на три группы.

Первую группу таких отношений образуют отношения, обеспечивающие состояние общественного спокойствия, со \ гласованности и ритмичности наиболее значимых процессов и явлений, жизни и деятельности больших коллективов или групп людей, населения городов, районов и других населенных пунктов.

Мораль, обычаи и традиции

Эти элементы существуют в обществе с давних времен. Они накладывают на людей определенные обязательства, выступают в качестве средств предупреждения любого преступления против общественного порядка. Мораль воспитывает человека в духе неуклонного и точного соблюдения закона, уважения достоинства и чести других людей. Она способствует развитию непримиримости к антиобщественным проявлениям, формированию добросовестного исполнения тех или иных обязанностей, ответственности и прочего. Вместе с этим моральные нормы являются основой для мер воздействия на тех, кто не соблюдает законодательство. Антисоциальные действия могут стать предметом обсуждения на собраниях товарищеского суда, трудового коллектива и так далее. От соблюдения моральных устоев и правил общежития во многом зависит состояние порядка в обществе, его прочность в рамках государства.

Участие государства

Вопросы, касающиеся укрепления и поддержания порядка в обществе, являются предметом заботы власти

Государство, особенно в современных условиях, уделяет внимание в первую очередь воспитанию у населения уважения к законам, правильного отношения к принимаемым нормам и действующим правилам. Первостепенное значение в деятельности власти уделяется искоренению нарушений в сфере трудовой дисциплины, предотвращению взяточничества и хищений, хулиганства, пьянства и прочих антисоциальных проявлений

Пристальное внимание направлено на защиту личности, стабилизацию ее положения в государстве, сохранность и обеспечение реализации экономических, политических и прочих прав и свобод. Вместе с этим усиливается и ответственность людей за свое поведение перед коллективом, властью, другими индивидами. Достижение поставленных целей осуществляется государством посредством последовательного внедрения мер воспитательного, организационного и законодательного характера. Они направлены на усиление прочности юридической основы жизни, дисциплины, борьбы с антисоциальными проявлениями.

Понятие, функции, признаки политических партий

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных слоев и при этом стремится достигнуть власти в государстве. Примеры таких целей — завоевание государственной власти или участие в ее реализации.

Элементы, которые образуют структуру партии: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.

Основные функции политических партий:

  • борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
  • участие в осуществлении власти;
  • участие в формировании политической системы государства;
  • формирование общественного мнения;
  • выражение интересов социальных групп;
  • политическое воспитание;
  • подготовка и выдвижение политических кадров;
  • защита интересов различных социальных групп.

Отличительные признаки политических партий:

  • нацеленность на завоевание и осуществление власти;
  • наличие политической программы — документа, в котором формулируются цели и задачи партии;
  • наличие организации — руководящие органы, членство, устав партии;
  • наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы;
  • наличие определенной идеологии или особого видения мира и человека.

Перейдем к самому главному — основным видам политических партий.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить

Суть явления

Общественный порядок формируется из волевых взаимоотношений между людьми, проявляющихся в их поведении и действиях. Они выступают в качестве результата их сознательной деятельности. Государство и политическая система оказывают активное воздействие на отношения между людьми. Организация общественного порядка выступает в качестве одной из основных функций власти. Реализация этой задачи осуществляется посредством принятия определенных законов, контроля над их соблюдением и исполнением. Таким образом, общественный порядок в рамках государства представляет собой социально-юридическую категорию, основанную на отношениях между людьми при следовании ими установленным нравственным, моральным и прочим нормам. Неприкосновенность этой системы гарантируется властью. Суть явления формируют относительно устойчивые, закономерные, необходимые внутренние связи, которые присущи порядку и объединяют все его элементы в один комплекс.

Что считается общественным порядком

Если обратиться к сухим юридическим терминам, под определением общественного порядка подразумевается устоявшаяся система взаимоотношений между людьми, что обеспечивает им условия комфортного проживания. Эти нормы поведения регулируются действующим законодательством, местными обычаями и национальными традициями.

В целом, это довольно сложная система, регулирующая нормы общежития. Контроль за соблюдением устоявшихся принципов возлагается на правоохранительные органы, которые обязаны пресекать любое недостойное поведение, способное оскорбить чувства окружающих. Разумеется, что система возможна только при мирном сосуществовании гражданского общества, определяя границы допустимого поведения для всех его членов.

Скачать для просмотра и печати:

Конституционные предписания

Нормы основного закона занимают ведущее место в сфере юридического регулирования отношений в рамках общественного порядка. Конституционные предписания не только выражают основные принципы государственного устройства и взаимодействия между субъектами. Они возлагают обязанность на граждан и объединения, должностных лиц, государственные и территориальные органы соблюдать установленные правила. В частности, на территории РФ запрещается формирование и функционирование организаций, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение и разрушение целостности строя страны, разжигание религиозной, национальной, расовой, социальной розни.

Правопорядок в обществе

В правовом государстве соблюдение прав граждан гарантируется Конституцией РФ – основным законом, которому следуют все правовые системы – гражданское законодательство, административное, уголовное. Нормами каждой из этих правовых систем, в целях соблюдения интересов граждан, ведется борьба с нарушителями правопорядка, то есть тех принятых на государственном уровне принципов и правил, которые уместны в цивилизованном мире.

В законодательстве РФ точный термин общественного порядка не приводится. Можно сказать, что по значению он схож с правопорядком, но в нем действуют не только юридические законы, но и нормы общепринятого поведения, дисциплины, морали и нравственности. Это сложившаяся система отношений между людьми, основанная на взаимном уважении и правилах общежития, продиктованных многолетними традициями и этапами развития государства. Не соблюдая правила такой системы, человек может быть привлечен к ответственности.

Не могут быть признаны нарушениями общественного порядка крики и повреждение имущества в отдельном жилом помещении, поскольку жилье не является общественным местом по смыслу законодательства. Такими местами будут считаться улицы, парки, заведения общепита, больницы, скверы, общественный транспорт, придомовая территория многоэтажек, то есть места, где находятся посторонние нарушителю люди. Не являются общественными местами территории, которыми пользуются на праве индивидуальной собственности и доступ на нее для других лиц закрыт – к примеру, частный сад домовладения.

По законодательству России нарушителя общественного порядка можно привлечь, прежде всего, по уголовному или административному кодексам РФ.

Кроме того, в каждом регионе могут действовать свои кодексы об административных правонарушениях или законы, в соответствии с которыми на нарушителя за те или иные незаконные действия, направленные против общественных правил, могут быть наложены штрафы.

Юридическая практика

Если обратиться к статистике судебных заседаний, наиболее распространенными проявлениями хулиганства в общественных местах является вандализм и нецензурная брань. При этом противоправные действия обычно совершаются компаниями подростков. Это мелкое хулиганство, которое наказывается административным штрафом

Если рассматривать более крупные правонарушения, то здесь участились случаи хулиганства на борту самолёта. Однако учитывая изменения в действующем законодательстве и ужесточение мер ответственности, можно предположить, что кривая таких преступлений пойдёт на спад.

Как наказывается хулиганство?

Новое в законодательстве

Начиная с апреля 2017 года в Уголовном кодексе появилась статья № 267.1, которая ужесточает ответственность за хулиганские действия на транспорте. Под действие статьи попадают любые хулиганские намерения, которые могут угрожать безопасности транспортного средства.

Примечательно, что теперь обвиняемым необязательно находиться внутри транспортного средства. Статья распространяется на хулиганов, слепящих пилотов; зацеперов, мешающих движению пригородных электричек; граждан, бьющих стекла в поездах из хулиганских побуждений.

Виновные в этих правонарушениях наказываются штрафом до 300 000 рублей, могут отправиться в тюрьму на 2 года.

Скачать для просмотра и печати:

Объект преступных посягательств

Основным объектом преступных посягательств является общественный порядок (общественная безопасность). Возможны также:

  • факультативные объекты (интересы службы, окружающая среда, чужая собственность, здоровье и жизнь человека) (ч. 2 и 3 ст. 205, ч. 2 и 3 ст. 206, ч. 2 и 3 ст. 211, ст. 212, ч. 2 ст. 215, ч. 1 ст. 2151, ст. 2153, ч. 1 ст. 216, ч. 1 ст. 217, ч. 1 ст. 2171, ст. 218, ч. 2 ст. 220, ч. 2 и 3 ст. 221, ст. 224, 225, ч. 3 и 4 ст. 226, ч. 2 ст. 2261, ч. 3 ст. 227 УК РФ);
  • дополнительные объекты (таможенный режим, чужая собственность, интересы службы, свобода и жизнь человека) (ч. 2 ст. 2051, ст. 206, ч. 2 ст. 2151, ч. 3 ст. 2152, ч. 2 и 3 ст. 216, ч. 2 и 3 ст. 217, ч. 2 и 3 ст. 2171, ст. 219, ч. 3 ст. 220, ст. 221, 226, 2261 УК РФ).

Квалифицировать какие-либо деяния как преступления против общественной безопасности и общественного порядка можно основываясь на предметах посягательств (статьи 2152, 2153 и 220-2261 УК РФ).

Деяниями в форме бездействия (статья 224 УК РФ) или действия (статьи 205, 206, 213, 227 УК РФ) выражается объективная сторона составов преступлений против общественной безопасности.

Замечание 3

Некоторые преступные деяния могут быть совершены не только действием, но и бездействием (статьи 215, 216, 225 и т. п. УК РФ).

В отдельных случаях классификация содеянного производится в соответствии с:

  • способом (повреждение, разрушение, насилие или угроза его осуществления, использование служебного положения, групповое посягательство, поджог, взрыв и т.д. ( статьи 205, ч. 2 ст. 2051, ч. 2 ст. 2052, ч. 2 и 3 ст. 206, ст. 208-210, ч. 2 и 3 ст. 211, ч. 2 ст. 213, ч. 2 ст. 214, ст. 2152, 2153, 221, ч. 2 и 3 ст. 222, ч. 2 и 3 ст. 223, ч. 3 и 4 ст. 226, ч. 2 и 3 ст. 2261, ст. 227 УК РФ));
  • орудием (ч. 2 ст. 206, ст. 208, 209, ч. 2 ст. 211, ст. 213, ч. 2 ст. 227 УК РФ);
  • средством (ч. 2 ст. 2052, ст. 212 УК РФ);
  • местом (статьи 215, 2152, 2153, 217, 2171, 2261, 227 УК РФ).

Законодательная конструкция подразумевает, что составы преступления являются формальными. Отдельные из них именуются усеченными (статья 209 УК РФ). Составы, предусмотренные ч. 4 ст. 206, ч. 2 и 3 ст. 215, ст. 2151-2153, 216, ч. 2 и 3 ст. 217, ст. 2171, 218, 219, ч. 2 и 3 ст. 220, ст. 224, ч. 1 ст. 225 УК РФ имеют материальную конструкцию. Составы с формально-материальной конструкцией отражены в ч. 2 и 3 ст. 205, ч. 2 и 3 ст. 206, ч. 2 и 3 ст. 211, ч. 1 и 2 ст. 212, ст. 214, ч. 1 ст. 217, ч. 1 ст. 220, ст. 221, ч. 2 ст. 225, ст. 226, ч. 2 и 3 ст. 2261, ст. 227 УК РФ.

Практическое использование мер

Оно выражается в деятельности уполномоченных органов по пресечению и предупреждению антисоциальных действий, привлечению виновных лиц к ответственности. Меры реализуются также посредством содействия компетентным объединениям и инстанциям в создании и поддержании нормальных условий для общения и взаимоотношений людей в ходе трудовой, производственной и иной разрешенной законом деятельности, а также при удовлетворении ими своих духовных и материальных нужд

Немаловажное значение в использовании инструментов воздействия имеет и обеспечении гарантий для исполнения обязанностей и осуществления прав всеми субъектами

Проблемы предупреждения действий и событий, угрожающих общественному порядку и безопасности в условиях массовых мероприятий, и предотвращения стихийных массовых акций

Приоритетной задачей правоохранительной системы в ближайшее время является создание и обеспечение работы общегосударственной системы профилактики правонарушений1.

Для предупреждения действий и событий, угрожающих общественному порядку и безопасности при проведении массовых мероприятий, могут применяться административно-правовые методы убеждения и принуждения.

Ряд мер, направленных на предупреждение возникновения угроз общественному порядку и безопасности при проведении публичного мероприятия, предусмотрен Федеральным законом РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» .

Одной из таких мер является установление органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления «предельной нормы заполняемости» территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия и доведение ее до сведения организатора.

Порядок определения и установления такой предельной нормы закон не устанавливает. В связи с этим в большинстве случаев эта норма устанавливается органами местного самоуправления единожды для всех видов мероприятий. Так, п. 2 Постановления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 29 июня 2005 г. «Об организации приема уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории муниципального образования»1 гласит: «Установить предельную норму заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия не менее 0,75 кв. м на человека».

Кроме того, вышеуказанные органы вправе сделать организатору обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В случае если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления:

– в трехдневный срок со дня получения уведомления доводит до сведения организаторов предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона;

– незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения запретов, предусмотренных законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством РФ, могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Согласно Федеральному закону РФ «О противодействии экстремистской деятельности» организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел РФ об ответственности за соблюдение установленных законодательством РФ требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения (ст. 16) .

Все указанные меры можно рассматривать лишь как способы убеждения организаторов мероприятия, поскольку при их применении не предусматривается какого-либо прямого воздействия на поведение людей, их волю, субъектам общественных отношений фактически предоставлена возможность выбора варианта поведения.

Анализ федерального законодательства показывает, что оно не предусматривает каких-либо принудительных мер превентивного характера, направленных на запрещение проведения массовых мероприятий общественно-политического и религиозного характера. В частности, невозможен отказ в принятии уведомления о проведении мероприятия.

Исключением является применение подобных мер в условиях чрезвычайного или военного положения. Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.1 предусматривает в числе мер и временных ограничений, применяемых при введении чрезвычайного положения, «запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий» (п. «е» ст. 11) . Аналогичные меры могут применяться на основании указов Президента РФ при введении военного положения (подп. 7 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона РФ «О военном положении» от 30 января 2002 г.2) .

Технические нормы

Эти модели указывают на то, как нужно вести себя в отношении разнообразных природных объектов, сложных и простых приспособлений, как формировать материальные ценности. В соответствии с тенденциями развития современного мира, в особенности в течение последних двух столетий, отмечается обострение экологической, сырьевой, ядерной, энергетической и ряда других глобальных проблем. В этой связи все больше технических норм переходят в разряд социальных, образуя качественно новый пласт. Эти новые модели позволяют регулировать взаимодействия между людьми в процессе исполнения ими технических инструкций и правил. Таким образом, они также косвенно регулируют общественный порядок. К таким нормам, например, относят предписания, действующие в сфере материального права, ПДД, стандарты по эксплуатации разного оборудования, ПТБ при хранении, транспортировке и использовании взрывчатых, отравляющих и прочих токсических соединений и так далее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий