Попустительский – ценим свободу и автономию: десять стилей лидерства

Плюсы авторитарного стиля управления в менеджменте

Внедрение авторитарного стиля на предприятии или в рамках отдельных структурных подразделений может привести к значительному повышению эффективности труда и обладает целым рядом преимуществ, которые необходимо в обязательном порядке учитывать и знать каждому руководителю и сотруднику. К положительным чертам подобного подхода к организации коммуникации на предприятии можно отнести следующие особенности:

  • Повышение

    дисциплины. За счет использования жестких механизмов реагирования на действия сотрудников, а также иных аспектов авторитарного стиля, он является наиболее дисциплинирующим для работников. На предприятиях, где он используется, обеспечивается наиболее четкое соблюдение требований правил внутреннего распорядка и распоряжений руководства.

  • Простота планирования. За счет четкой регламентации всей деятельности на предприятии, в том числе и в должностных инструкциях, обеспечивается простота планирования деятельности компании или ее подразделения — руководство имеет сведения, на которые может опираться, при этом от личностных качеств сотрудников и других переменных практически ничего не будет зависеть, что облегчает планирование.
  • Быстрота реагирования в кризисных ситуациях. Авторитарный стиль управления позволяет обеспечить наиболее высокую скорость реагирования в критических ситуациях — когда каждый работник четко знает все свои обязанности и задачи, при этом подчиняется руководителю и действует согласно инструкциям, справиться с экстренными событиями намного проще.
  • Высокая эффективность при работе с низкоквалифицированным персоналом. Часто использование демократичного или либерального стиля просто не имеет смысла в отношении низкоквалифицированных работников. В то же время авторитарный стиль позволяет эффективно управлять трудом персонала, который легко заменить.
  • Стабильность. Некоторые люди ценят стабильность на работе, её простоту и отсутствие личной ответственности за развитие бизнеса. Для них работать под руководством авторитарного руководителя — благо, ведь тогда есть возможность просто четко следовать инструкциям и выполнять свою норму, не беспокоясь о чем-то еще.
  • Быстрота организации рабочих процессов. В случае больших предприятий со сложными и отложенными механизмами взаимодействия множества подразделений, именно авторитарный стиль дает возможность обеспечить стандартизацию и упростить внедрение новых нормативов по всем структурным подразделениям. Кроме этого, за счет наличия нормативной документации и строгого распределения обязанностей и ответственности, поиск новых работников и их адаптация к труду происходят намного быстрее.

Воспитание и его виды

Определение 1 Попустительский стиль воспитания – это такой стиль, при котором педагог позволяет ребенку делать все, что он хочет.

В основе классификации видов воспитания лежат принципы содержательного многообразия воспитательных целей и способов их реализации.

Воспитание – процесс многофакторный и на него свое большое влияние оказывают природная среда, иерархия общественных ценностей, учебное заведение, семья и школа, организации – детские и молодежные, искусство и средства массовой коммуникации, повседневная профессиональная деятельность.

Исходя из институционального признака, выделяется семейное, школьное и внешкольное, религиозное воспитание, воспитание по месту жительства, в разнообразных детских и юношеских организациях, воспитание в детских домах, школах-интернатах.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Попустительский стиль воспитания 410 руб.
  • Реферат Попустительский стиль воспитания 230 руб.
  • Контрольная работа Попустительский стиль воспитания 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Воспитательный процесс – это взаимосвязь целей и содержания, методов и средств и, безусловно, тех результатов, которые были достигнуты – эти взаимосвязанные основные элементы являются структурой воспитательного процесса.

Основная цель воспитательного процесса заключается в том, чтобы под воздействием специально подготовленных воспитательных действий, помочь человеку достичь ожидаемых изменений.

Такие цели аккумулируют гуманистическое отношение воспитателя к личности воспитуемого.

Единство цели и содержания определяют направление воспитания, исходя из чего, выделяют физическое, эстетическое, нравственное, умственное, трудовое воспитание.

Формируются также новые направления в воспитании, необходимые в настоящее время – правовое, экономическое, гражданское, экологическое воспитание.

Когда воспитание имеет хорошую организацию, то результатом становится формирование у человека способности к самовоспитанию.

В процессе самовоспитания человек усваивает опыт предшествующих поколений через внутренние душевные факторы, которые обеспечивают это развитие. Воспитание невозможно без самовоспитания, поэтому их надо рассматривать в качестве двух сторон одного процесса, к тому же при самовоспитании человек самообразовывается.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Под самообразованием понимается внутренняя самоорганизация человека, направленная на усвоение опыта поколений для собственного развития.

Опыт поколений человек непосредственно получает через самообучение с помощью собственных средств и устремлений.

Что касается школьного воспитания, то это организация жизни и учебной деятельности в условиях школы, включая внеучебную работу. Она заключается в поддержании школьных традиций, праздников, в организации самоуправления.

Замечание 1

Успешность воспитательной работы во многом зависит от личности учителя, от характера общения с детьми, психологической и образовательно-воспитательной атмосферы занятий.

Воспитание вне школы предполагает, что обозначенные воспитательные задачи буду решаться образовательно-воспитательными учреждениями, расположенными вне школы – это дома детского творчества, центры развития, клубы юных натуралистов, экологов и др.

Очень велика роль конфессионального воспитания, поскольку верующие составляют около 90% человечества, его реализация происходит через религиозные традиции и обряды.

Воспитание в районе проживания происходит через оздоровительные лагеря, работы кружков, спортивных соревнований и праздников, которые организуются родителями и педагогами.

Какие стили воспитания используются родителями

Как известно, специалисты выделяют четыре стиля родительского воспитания:

  • авторитарный стиль (характеризуется излишне строгим контролем со стороны родителей, подавлением инициативы и воли ребенка);
  • демократический стиль (характеризуется партнерскими взаимоотношениями с ребенком, разделением полномочий, доверием и мягким контролем);
  • попустительский стиль (характеризуется невмешательством в дела ребенка, излишней свободой и отсутствием контроля со стороны родителей);
  • хаотический стиль (характеризуется отсутствием четкой линии поведения родителей, бессистемностью и неадекватностью действий применительно к одной ситуации).

Считается, что самый лучший стиль воспитания — демократический. Но не все так просто. Ведь ребенок не является роботом с заданной программой, ребенок — это маленькая личность со своими потребностями, особенностями и запросами, поэтому невозможно использовать только один стиль. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

Авторитарный стиль управления

Авторитарный стиль называют также диктаторским, директивным. Руководитель в коллективе при таком стиле ведет себя жестко, он устанавливает определенные рамки работы и очень строго контролирует их выполнение. Решения на таком предприятии принимаются директором единолично, обсуждения с топ-менеджментом отсутствуют, каждый из руководителей работает только в своей узкой нише, никто не может объять в понимании весь процесс. Причем, авторитарный руководитель сознательно берет на себя много функций, чтобы никто больше не мог управлять и претендовать на его место. В случае с индивидуальным предпринимателем к руководству не допускается никто из родственников или наследников бизнеса.

Все принятые решения не подлежат обсуждению, устанавливается жесткий контроль их выполнения, если что-то не выполняется, то принимаются жесткие административные меры. Личность человека, работника, уходит на второй план. Эффективность метода высока только в том случае, если директор получает для управления предприятие, в котором нет порядка, дисциплины, отсутствует прибыль и должный объем продаж. В первое время, когда предприятие будет выходить на хорошие показатели, именно такой стиль позволит навести порядок. В любом другом случае авторитарный стиль больше вредит компании, чем приносит пользу.

Этот стиль управления подавляет инициативность, творческие способности сотрудников, очень медленно и неэффективно внедряются новшества. При авторитарном стиле довольно часто принимаются ошибочные однобокие решения, которые понятны только одному человеку. Сотрудники делаются пассивными, растет неудовлетворенность местом работы, компанией, своим положением, должностью, коллегами, всем делом и общей системой. Все более в таком коллективе начинает процветать подхалимаж, интриги, сплетни, люди испытывают постоянные стрессы. В результате люди или уходят с этого места, или начинают часто болеть, или просто превращаются в приспособленцев и занимаются только извлечением личной выгодой на работе. Владеть этим стилем руководства директору надо только в том случае, когда случаются всяческие катаклизмы, чрезвычайные ситуации.

Типы лидеров

Лидер – человек, который способен к анализу реальной ситуации и принятию быстрых решений. Часто от его действий зависит судьба всей команды. Он умеет распределять обязанности и функции, знает, кого и как мотивировать.

Классификация по Э. де Боне

Британский психолог Э. де Боне в качестве критерия использует роли, которые выполняют руководители-лидеры в коллективе. По его классификации, виды лидеров существуют такие:

  1. Ведущие за собой. Это те, кто любят принимать даже сложные и рискованные предложения. Они соглашаются нести ответственность за работу сотрудников. Обычно такие люди обладают врожденными лидерскими навыками.
  2. Генераторы идей. Ориентируются на свои и командные задачи. Наперед изучают ситуацию и возможные риски. При принятии решений руководствуются не только своими знаниями и опытом, но и полагаются на интуицию. Их идеи креативны, необычны и не соответствуют стандартам, что часто позволяет решить тяжелые задачи.
  3. Продавцы идей. Эти лидеры предприимчивы и креативны, имеют творческий тип мышления. Но часто им тяжело предпринять кардинально новые действия. Обычно они принимают решения на базе чужих идей, но перестраивают их под особенности своей команды.
  4. Синтезаторы. Их особенность – умение выделять главное среди второстепенного и ненужного. Прежде чем что-либо предпринять, перечитывают множество литературы, знакомятся с разными идеями других людей. Они постоянно улучшают свои навыки управления людьми.
  5. Разъяснители. Способны быстро и легко объяснять сложные вещи. Отлично умеют доносить важную информацию до членов команды.
  6. Реакторы. Быстро реагируют на изменения, умеют подстраиваться под условия рынка. Активно и конструктивно критикуют действия других людей, когда уверены, что те поступают неправильно. Дают дельные, хорошие советы. В результате делают этих людей своими последователями.
  7. Коммуникаторы. Их преимущество – любят общаться с людьми. Могут найти подход даже к особо сложному клиенту или сотруднику. Знают основы манипулирования. Умеют слушать и слышать. Способны проводить коучинг-сессии.
  8. Исследователи. Умеют быстро и качественно обрабатывать информацию. Следят за тенденциями рынка, активно внедряют новые системы управления. Любят анализировать факты, проводить эксперименты.
  9. Следопыты обладают способностью к самостоятельным действиям. Могут долго изучать действия конкурентов, прежде чем принять решение. Прислушиваются к советам других, но внедряют то, что считают самым лучшим и эффективным.
  10. Хранители информации. Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и как использовать.

Классификация по функциям

Характеристика стилей лидерства по преобладающим функциям делит лидеров на подвиды. Среди них есть такие:

  1. Организаторы групп или толпы. Прежде чем что-то делать, они составляют детальный план. Всегда знают последовательность решений. Умеют быстро налаживать контакты с другими людьми. Лучше всего подходят для организации мероприятий или рабочих целей в небольших группах. Получают признание благодаря постоянному оптимизму и вере в свою команду. Им доверяют, т. к. они практически всегда предлагают самый лучший выход из ситуации.
  2. Творцы. Являются представителями наиболее рационального типа лидера. Характеризуются высоким уровнем активности, энергичности. Всегда знают, что им нужно и каким образом этого добиться. Умеют преодолевать барьеры. Создают сплоченный, дружный коллектив. Способны сформулировать актуальную проблему так, чтобы заинтересовать в ее решении остальных.
  3. Борцы. Отличаются силой воли, крепким характером и уверенностью в своих силах. Им не страшны никакие преграды. Умеют моментально принимать важные решения. Всегда готовы атаковать, отстаивать личные и коллективные интересы. Единственный минус лидера-борца – он не всегда способен наперед предусмотреть последствия своих действий, часто импульсивных.
  4. Дипломаты. Предпочитают с коллегами иметь доверительные отношения. Выбирают мягкий способ влияния. Активно задействуют навыки манипуляции, если нужно достичь важных целей. Пребывают в курсе всех событий. О своих планах рассказывают редко, пока не добьются желаемого. Умеют за короткий промежуток времени провести успешные переговоры даже с трудными по типу характера людьми.
  5. Последний тип лидеров – утешители. Эти люди всегда готовы поддержать, помочь, что-то посоветовать. Им важна атмосфера в коллективе, поэтому они активно работают в этом направлении. Утешителям присуща вежливость, понимание, сочувствие, доброта и сопереживание.

Тип лидера, его характеристика и примеры

Отеческий стиль лидерства

Отеческий стиль лидерства ориентирован на отношения. Главное для такого лидера — создать гармонию. Этот харизматичный лидер работает над созданием и развитием рабочих отношений, способствующих сплочению и позитивному настрою в коллективе. 

Лидер с отеческим стилем помогает при создании новой команды или в условиях кризиса, поскольку в обеих этих ситуациях требуется доверие. Однако этот стиль лидерства может вредить, когда лидер слишком увлечён поддержанием образа друга и в меньшей степени занимается повышением производительности и достижением целей компании. 

Преимущества отческого стиля лидерства:

Моральный дух команды поддерживается положительной и конструктивной обратной связью.
Межличностные конфликты быстро прекращаются. 
Участники коллектива чувствуют свою важность и меньше подвержены стрессу.
Отеческий стиль лидерства создаёт тесные связи в коллективах, члены которых нацелены на то, чтобы помогать друг другу. 

Недостатки отческого стиля лидерства:

  • Некоторые сотрудники могут работать недостаточно эффективно, находясь вне поля зрения. Отсутствие чёткого определения обязанностей может привести к возникновению так называемой социальной лени. 

  • Лидеры с отеческим стилем неохотно озвучивают критику, что не помогает другим расти.

  • Цели организации часто забываются. 

  • Участники коллектива становятся эмоционально зависимыми от лидера. Если лидер перейдёт в другую команду или уйдёт из компании, остальная часть коллектива окажется потерянной.

Читать статью «Лидерство как служение: как вести команду, выполняя её потребности»

Примеры авторитарного стиля управления

В качестве одного из самых ярких и показательных примеров пользы авторитарного подхода к управлению можно назвать Генри Форда. Он отбирал сотрудников очень придирчиво, вникая во все подробности их биографии

Кроме того, сильными сторонами компании Форда всегда были продуманность и эффективность в производственных процессах, внимание к структурным мелочам. Его конкуренты по авторынку, «Крайслер», тоже интересны в этом плане

Компания переживала затяжной кризис, и решено было пригласить стороннего эксперта. Он взял всё лучшее от авторитарного и демократического стилей менеджмента и сумел вывести компанию на мировой уровень

Его конкуренты по авторынку, «Крайслер», тоже интересны в этом плане. Компания переживала затяжной кризис, и решено было пригласить стороннего эксперта. Он взял всё лучшее от авторитарного и демократического стилей менеджмента и сумел вывести компанию на мировой уровень.

Читайте нашу статью «Стратегия голубого океана: что это и как применить в своём бизнесе».

Большинство управленцев и рядовых работников негативно оценивают авторитарный стиль управления в чистом виде. Он противоречив, негибок, жесток по отношению к персоналу и не использует всего потенциала работников (поскольку их опыт, соображения и навыки не имеют значения, ведь есть только два мнения – принадлежащее начальнику и неправильное).

Трансформационный стиль

Такому лидеру свойственно использование своих идей для вдохновления других людей. Эту личность характеризуют отличные навыки в общении. То есть такой человек достаточно чётко выступает перед подопечными. Он ясно выражает свои мысли. С ним несложно, потому что команда такого человека всегда знает, чего он хочет.

Типы лидерства предполагают, что такому человеку свойственно передавать подопечным собственные полномочия. Он достаточно много времени проводит в общении со своей командой и получает от подобного времяпровождения настоящее удовольствие

Цель таких собраний состоит в том, чтобы поднять коллективный дух, объединить людей, в каждом развить ощущение важности причастности к происходящему

Кроме того, из таких бесед лидер многое черпает для себя. Он понимает мышление коллектива, его настроения, тенденции развития. Также этого лидера интересует эмоциональная сторона происходящего. Если он наблюдает отсутствие энтузиазма в ком-либо, то старается выработать интерес.

Слабые стороны либерального стиля руководства

Серьезным минусом либерального стиля руководства является его требования к базовому уровню самосознания сотрудников и возможный конфликт с ментальными шаблонами, к которому привыкли работники. В России управление по принципу высокой степени автономии может быть в диковинку, и многим коллективам может быть необходима большая степень участия со стороны руководителя, чем это может обеспечить либеральная модель. По этой же причине данный стиль руководства в условиях необходимости управлять работники, занятыми выполнением задач, требующих низкой квалификации, может приводит к низкой коллективной результативности и дезорганизации. Попробуйте перевести бригаду грузчиков на самоорганизацию, и посмотрите, что из этого получится.

Еще один недостаток, характерный для либеральной модели управления, — её слабая структурированность. В то время как организация, придерживающаяся данной модели, выигрывает от децентрализации полномочий и творческой свободы, она же страдает от большей дезорганизации и хаоса, порой царящих на рабочих местах. В худших своих проявлениях либеральный стиль руководства может привести к тому, что члены коллектива могут работать над достижением противоположных целей и уклоняться от ответственности. Все это в конечном итоге способно привести к неразберихе, задержкам по срокам и падению производительности.

Другого рода минусы возникают в ситуации, когда не умелый руководитель под либеральным стилем управления стремится скрыть свое желание не вмешиваться в ход событий и намеренно избегать трудностей или проблемных моментов. В такой ситуации под красивыми словами об автономности и самоуправлении прячется простое желание «держаться подальше от трудностей”, что может полностью дискредитировать в глазах сотрудников всю концепцию либеральной модели управления.

И наконец, руководители, практикующие данный стиль лидерства, иногда не отличаются эффективностью в доведении результатов работы своего коллектива до сведения всей организации в целом. Подобным же образом практика признания либеральным руководителем успехов подчиненных в выполнении ими тех или иных работ зачастую также хромает. Недостаточное доведение до сведения остальных подразделений организации информации о достижении целей и отсутствие личного признания приводит к демотивации и потере интереса в коллективе.

Подводя итоги, по опыту можно сказать, что либеральный стиль руководства может эффективно применяться и давать удивительные результаты, но только в строго определенных условиях.

  1. Профессиональные знания в подчиненном подразделении являются самодостаточными.
  2. У членов коллектива нет зависимости от других подразделений, им не требуется взаимодействие с ними для выполнения своих задач.
  3. Подчиненные представляют собой инициативных специалистов с высоким уровнем образования и самодисциплины.

При соблюдении данных условий и умелом применении либеральный стиль руководства поможет вам лучше раскрыть творческий потенциал ваших сотрудников и с успехом разрабатывать любые инновационные продукты, при этом не создавая культуру попустительства и анархии.

Эталонный стиль лидерства

Лидер с эталонным стилем задаёт пример высоких показателей, продуктивности и качества. Данный стиль лидерства предполагает, что участники коллектива должны идти по стопам своего лидера. Если участники не поспевают за лидером, он вмешается и выполнит задачу правильно. 

Лидер с эталонным стилем эффективен, когда он формулирует чёткие требования и мотивирует сотрудников соблюдать сроки. Такое лидерство неэффективно, когда коллектив перестаёт доверять лидеру, подвергается стрессу и перегрузке или теряет мотивацию. 

Преимущества эталонного стиля лидерства:

  • Лидеры с этим стилем способны достигать целей компании в установленные сроки. 

  • Эталонный стиль лидерства позволяет в полной мере использовать потенциал коллектива. 

  • Отчётность о ходе работ позволяет оперативно выявлять проблемы. 

Недостатки эталонного стиля лидерства:

При лидерстве с эталонным стилем сотрудники могут испытывать стресс и терять мотивацию, что вызывает снижение морального духа в коллективе. 
Сотрудники могут перестать доверять лидеру, если он будет следить за каждым их шагом и корректировать каждое их действие.
Излишнее внимание к результатам и срокам чревато снижением творческого потенциала. 
Недостаточная обратная связь. 

Фигура руководителя как основа успеха

Руководитель — это человек, занимающий руководящую должность в организации, центральная фигура в системе управления.

Как правило, руководитель отвечает за:

  • принятие ключевых решений;
  • финансовые потоки компании;
  • грамотное использование кадровых ресурсов;
  • управление стратегической и тактической деятельностью;
  • организацию работы внутри коллектива.

От фигуры руководителя зависит успех предприятия в целом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Признаки успешного руководителя:

  • обладает лидерскими качествами;
  • стремится объединить коллектив;
  • транслирует позитивные ценности;
  • его мнение считается авторитетным;
  • направляет и вдохновляет на решение задач;
  • сохраняет положительный настрой даже в кризисных ситуациях;
  • обладает большим опытом и знаниями;
  • является настоящим профессионалом своего дела;
  • добивается поставленных результатов;
  • становится примером для подражания;
  • ценит своих сотрудников, выражает им благодарность;
  • способен к восприятию критики.

В случае неудачи руководитель должен нести персональную ответственность, а не перекладывать всю вину на подчиненных. Например, в провале спектакля личная доля вины лежит на художественном руководителе театра, а не только на актерах и режиссере.

Авторитарно- либеральный стиль

Такой руководитель полагает, что его сотрудники это квалифицированные работники, которые обладают достаточными знаниями и опытом.

При этом, такой стиль руководства вовсе не отменяет ответственности подчиненных. Грамотный руководитель, доверяя своим сотрудникам, всегда контролирует их работу и направляет её. А в случае допущения нарушений, неизбежно наступает ответственность.

Поэтому либеральность в руководстве не имеет ничего общего с равнодушием и самоустранением.

Либеральный стиль лидерства схож с аналогичным стилем руководства, поскольку любое руководство является формой лидерства.

Он также предполагает уважение и понимание, но и предусматривает наличие взаимной ответственности.

Типы и стили лидерства

Существует несколько основных подходов к определению типов лидерства, и у каждого из них свои управленческие стили.

Поведенческое лидерство

Это то, как лидер ведет себя с последователями или подчиненными. Есть разные классификации стилей поведенческого управления, но наиболее устоявшуюся предложил Курт Левин. Она включает три направления со своими плюсами и минусами.

  1. Авторитарное руководство. Лидер единолично принимает решения и жестко контролирует выполнение задач, не заботясь о состоянии команды. Такой стиль помогает сделать много работы в сжатые сроки, но негативно сказывается на мотивации, дружелюбии, ментальном благополучии и инициативности в группе.
  2. Демократическое руководство. Команда разрабатывает решения совместно с управленцем, ответственность и власть распределяются между всеми. Задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном лидерстве, но группа проявляет большую оригинальность и креативность, а взаимоотношения становятся теплее.
  3. Либеральное руководство. Лидер практически не участвует в работе команды — она сама принимает решения и организует процессы. Скорость и качество выполнения задач значительно снижаются, сравнительно с демократическим и авторитарным стилями.

Ситуационное лидерство

Концепцию предложил Пол Харси и Кеннет Бланшар. Основной постулат — не существует идеального стиля управления. Его нужно варьировать в зависимости от уровня развития и мотивации сотрудников.

  1. Указывающий стиль. Лидер не консультируется с командой и все решает самостоятельно. Он действует как диктатор, сохраняющий всю полноту власти в своих руках.
  2. Наставнический стиль. Руководитель в значительной степени сам определяет задачи и функции, но не приказывает, а убеждает и мотивирует. Он продает свои идеи команде и больше похож на спортивного тренера.
  3. Поддерживающий стиль. Лидер подключается к генерации идей и решений, но предоставляет группе ощутимую независимость. Он выступает как равный другим член команды.
  4. Делегирующий стиль. Руководитель формирует видение будущего, а конкретные решения и реализацию выбранного пути оставляет за командой. Его роль — стратегическая.

Таблица соответствия стилей управления с уровнем развития и мотивации сотрудников

Эмоциональное лидерство

Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни МакКи определили шесть стилей этого типа управления. Они по-разному влияют на эмоции людей и проявляют наибольшую эффективность в конкретных условиях. Поэтому их нужно комбинировать и варьировать.

  1. Визионер. Подходит, когда компании нужны новые направления роста и видение будущего. Такой лидер определяет цели и предоставляет команде возможность самой найти лучший путь к ним. Основная эмоция, которую он вызывает, — вдохновение.
  2. Коуч. Полезен для подтягивания отстающих сотрудников. Он помогает советом и поддерживает, увязывает личные цели подчиненных с бизнесом. Последние ощущают заботу о себе и рост мотивации.
  3. Аффилативный лидер. Незаменим, если команде не хватает гармонии: часто возникают конфликты и люди не доверяют друг другу. Он решает спорные ситуации, сглаживает углы и укрепляет группу. Это заряжает сотрудников оптимизмом и дарит им чувство сплоченности.
  4. Демократ. Нужен командам, в которых много высококвалифицированных специалистов. Он прислушивается к ним и принимает совместные решения, основанные на плюрализме мнений. Сотрудники ощущают свою значимость и профессионализм.
  5. Ведущий. Пригодится, когда нужны быстрые результаты. Лидер задает высокую планку эффективности и сам активно вовлекается в процессы. При этом стиль может негативно влиять на сотрудников, вызывая у них выгорание и истощение.
  6. Командующий. Необходим во времена кризисов и сложных ситуаций. Он может принимать непопулярные решения ради спасения бизнеса и давать безапелляционные приказы. Подчиненные при этом испытывают подавленность.

Демократический стиль

Демократическое лидерство (часто называемое партисипативным лидерством) ориентировано на команду лидера и характеризуется тем, что принятие решений разделяется всей командой. В отличие от автократического стиля руководства, идеи делятся свободно и поощряется открытое обсуждение. Понимание и объяснение поощряется.

Хотя дискуссия поощряется, роль лидера заключается в том, чтобы направлять эти дискуссии и в конечном итоге принимать решение о том, каким путем двигаться дальше. Демократические лидеры ожидают от своих подчиненных глубокого ценного опыта и уверенности в себе.

Примерами демократических лидеров являются Джон Кеннеди (президент США, 1961-1963) и Ларри Пейдж (Google).

Преимущества

Снижение риска катастрофической ошибки. Поскольку решения принимаются с участием всей группы, это обеспечивает групповую проверку, в результате чего у лидера меньше шансов принять катастрофическое решение.

Хорошая рабочая среда. Подчиненные на всех уровнях могут чувствовать себя вовлеченными брать на себя ответственность, бросить вызов самим себе, потому что они вовлечены в процесс принятия решений, и именно это чувство увлеченности может привести к созданию хорошей рабочей среды и повышению удовлетворенности работой.

Высокоэффективные команды. Подчиненных поощряют решать проблемы по собственной инициативе, что, в свою очередь, может создать более эффективную команду. Эта более высокая производительность приводит к большей производительности.

Недостатки

Медленное принятие решений. Вовлекая подчиненных в процесс принятия решений, вы можете резко замедлить процесс принятия решений. Это может быть реальной проблемой в ситуациях, когда организация нуждается в срочном изменении или когда необходимо сохранить преимущество первопроходца.

Чрезмерная зависимость от команды. Опасность демократического стиля руководства состоит в том, что лидер может стать чрезмерно зависимым от группы или скрытым внутри группы, позволяя группе принимать решения. Это может привести к принятию решений, которые приведут организацию к достижению ее стратегической цели, а не к быстрому и целенаправленному движению к ней.

Бремя сотрудничества

Лидеры могут стать чрезмерно обремененными накладными расходами на обеспечение встреч и сотрудничества экспертов, чтобы они отвлекли свое внимание от ключевых показателей и срочной необходимости двигаться к стратегическому видению

Когда использовать

Когда подчиненные — эксперты  в своей области. Демократические стили лидерства хорошо работают при работе с экспертами предметной области, например, технологами или фармацевтами.

Когда подчиненные — профессионалы. Для опытной и профессиональной команды демократический стиль руководства может выявить лучшее в них, опираясь на их существующие сильные стороны и таланты, а не просто ожидая, что они будут работать.

Когда необходимо создать собственность. Вовлекая команду в процесс принятия решений и планирования, вы неявно создаете поддержку как решению, так и плану. Это делает членов команды гораздо более преданными плану и гораздо более склонными преодолевать или обходить барьеры на пути выполнения по мере их возникновения.

Как стать лидером

Чтобы люди захотели следовать за вами, нужно выработать определенную модель поведения. Для этого потребуется изменить некоторые подходы и свое отношение к повседневным вызовам. Тогда лидерский взгляд на вещи станет для вас системным, а вскоре это станет заметно и окружающим.

Берите на себя больше ответственности. Воспринимайте ошибки и неуспехи команды как свои собственные — отчитываясь за них перед руководством, вы выступаете в роли защитника для всей группы. Согласно исследованию Университета Цюриха, готовность отвечать за действия команды — отличительная черта лидера.

Заражайте других своими идеями. Пробуйте новые подходы, делитесь необычными предложениями и выходите за устоявшиеся рамки. По опросам, для 62% россиян лидеры — это вдохновляющие люди, за идеями которых хочется следовать.

Станьте тем, кому доверяют и на кого полагаются. Как сообщает PwC, на роль гендиректора в 83% случаев назначают внутренних кандидатов — компании предпочитают «своих» на лидерских позициях. Чтобы завоевать такой статус, играйте честно, выполняйте обещания и не подводите коллег и руководство.

Улаживайте конфликты и поддерживайте дружелюбную атмосферу в команде. По данным Talentsmart, 90% успешных руководителей обладают высоким эмоциональным интеллектом — способностью понимать и управлять эмоциями людей.

Учитесь слушать других и видеть то, что остальные не замечают. Это полезно, чтобы внедрять инновационные идеи и формировать жизнеспособные образы будущего, к которым будет стремиться команда. Например, в PwC для этого существует система обратного менторства, когда наставниками партнеров и директоров компании становятся сотрудники-миллениалы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий