Отечественная КАМА-1: мини-автомобиль будет осваивать российский каршеринг

Обещанного еще два-три года подождут

Отечественный электрический автомобиль «Кама-1» автогиганта «КамАЗ» может поступить в продажу в 2024 г. или даже 2025 г. Об этом в интервью каналу RTVI заявил Генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин.

Топ-менеджер подчеркнул, что выпуском машины будет заниматься не сам завод «КамАЗ», несмотря на то, что он принимал непосредственное участие в его разработке. Производство электромобиля ляжет на плечи дочерней компании завода – АО «Кама».

Сергей Когогин уточнил, на январь 2022 г. еще не было известно, где именно будет проводиться сборка. Ранее появлялась информация, что конвейер будет находиться за пределами России – в Венгрии.

Полноразмерный прототип «Кама-1». Вероятно, к серийному выпуску дизайн не изменится

Насколько точны прогнозы Сергея Когогина, сказать нельзя. Автомобиль, как сообщал CNews, должен был появиться в продаже еще в 2021 г., так как его испытания завершились осенью 2020 г. Тем не менее, по дорогам страны на момент публикации материала не ездила ни одна «Кама-1», да и в автосалонах ее найти тоже было нельзя.

Кроме «Камы»

В ближайшие два-три года, кроме «Камы», в России должны наладить производство электромобилей еще двух марок: Zetta и пока безымянного проекта «Моторинвеста». По словам замглавы Минпромторга Александра Морозова, быстрее всех на рынок должен выйти проект из Липецка «Моторинвест».

«За ним по пятам будет бежать Zetta. Потом, я думаю, будет «Кама». И все это в ближайшие два-три года», — сказал чиновник. Запуск в России нового завода по производству электромобиля «Кама-1» планируется ориентировочно в 2024-2025 годах. Zetta тем временем уже находится в процессе сертификации.

Если вы мечтаете о доступных электрокарах, почитайте нашу подборку вариантов с AliExpress. Конечно, не верх совершенства, зато дешево. 

Насколько рентабелен электромобиль от «КамАЗа»

«КамАЗ» представил свой первый легковой электромобиль. Пока что это прототип, созданный по проекту Санкт-Петербургского политехнического университета. Машина уже полностью в рабочем состоянии, ее назвали «Кама-1». Она довольно компактная, некоторым визуально напомнила «Оку», только с более плавными линиями. Максимальная скорость электрокара — 150 км/ч. Без подзарядки он способен проехать 250 км. Точную цену новинки «КамАЗ» пока не назвал, но ранее говорилось о миллионе рублей.

Какими техническими характеристиками обладает авто, рассказал заместитель главного редактора издания «Авторевю» Сергей Знаемский: «Батарея сравнительно небольшая — 33 кВТ*ч. Это примерно треть от того, что предлагает Tesla — это мало, но и машина сама по себе маленькая: с трудом вмещает четверых человек. У нее один электродвигатель, который установлен сзади, мощность составляет 105 л.с.

Поскольку машина была разработана по заказу «КамАЗа», у которого уже есть действующие образцы беспилотной техники, то здесь была применена практически вся палитра систем помощи водителю, имеющаяся в распоряжении компании.

Это такой прототип беспилотного вождения. То есть пока еще сама машина по дороге без участия водителя ехать не может, но уже делает многое: например, самостоятельно паркуется и выезжает с парковки, соблюдает дистанцию, следит за разметкой, подруливает, автоматически тормозит. Цена за автомобиль такого уровня и оснащения могла бы быть чуть выше, но я не верю, что она окончательная. По себестоимости эта машина стоит намного дороже, чем 1,5 млн руб».

Когда «КамАЗ» начнет производство грузовых электромобилей

Старт продаж электрокара «Кама-1» запланирован на следующий год. «КамАЗ» рассчитывает продавать около 20 тыс. машин ежегодно и ориентируется, прежде всего, на каршеринги, а не на частный сектор. “Ъ FM” спросил у сооснователя сервиса Youdrive Бориса Голикова, интересен ли будет его компании автомобиль от «КамАЗа»: «Расстояние, которое преодолевает этот автомобиль, в целом удовлетворяет наш спрос, то есть этого будет достаточно. Не могу сказать, что 1 млн руб. это дешево, но, наверное, приемлемо. Вряд ли это повлияет на стоимость минуты, потому что 1 млн руб.— это все равно достаточно большая сумма для каршеринга. Еще есть момент, касающийся самой эксплуатации и непосредственно зарядки этого автомобиля: сегодня необходимых станций, чтобы полноценно использовать такую машину, недостаточно ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. У нас есть электромобили BMW i3. Пока стоимость машины не покрывает экономию на эксплуатацию. Поэтому для нас это, конечно, больше маркетинг, чем реальный инструмент».

Когда в России появится электромобиль Monarch

Читать далее У «КамАЗа» достаточно большой опыт в создании электрической техники. Он давно работает и над линейкой электрогрузовиков. Летом компания уже представила первый экземпляр. «КамАЗ» также делает электробусы, которые ездят на улицах Москвы.

Алла Пугачева

Новый производитель

Московское правительство подписало договор с АО “КАМА”, которое занимается разработкой электрических машин и соответствующей инфраструктуры. Согласно документу, предприятие должно до конца 2023 года разработать и предложить концепт первого российского электрокара, который будет соответствовать всем необходимым требованиям. Администрация столицы, в свою очередь, намерена сделать все возможное, чтобы новая разработка как можно быстрее появилась в городе.

Экологичность, спрос: стоит ли открывать производство ламината

Может ли Таиланд войти в ТОП-5 популярных направлений на новогодние праздники

Заведите журнал инцидентов: что делать, если вас вынуждают уволиться

Руководитель московского Дептранса Максим Ликсутов отметил, что уже сейчас местные предприятия, использующие электрокары, получают крупные компенсации при их покупке. По его словам, ведомство также готово оказывать помощь российским производителям таких машин, чтобы они как можно быстрее пополнили таксопарки и каршеринги, поэтому “КАМА” может рассчитывать на любую поддержку с его стороны.

“Энергия Москвы”

В 2019 году в Москве был запущен специальный проект, направленный на то, чтобы существенно облегчить покупку электромобилей для москвичей и коммерческих предприятий. При участии в ней можно получить определенную скидку на новое транспортное средство, позволяющую сэкономить время. Спустя два года был принят законопроект, подразумевающий активное развитие электрического автотранспорта и его производство, он будет действовать до 2030 года включительно. Согласно ему, в Москве и регионах будут создаваться не только транспортные средства, но и соответствующая инфраструктура.

По мнению представителей АЭТИ, главным преимуществом электромобилей является не только их экологичность, но и бесшумность. В столице сейчас имеется вся инфраструктура для того, чтобы пользоваться этими машинами на постоянной основе. Поэтому следующим шагом станет привлечение таких транспортных средств в такси и каршеринг.

Автомобиль не для личного пользования

Гендиректор «КамАЗа» подчеркнул, что обычные автомобилисты, предпочитающие ездить на собственном автомобиле, не входят в целевую аудиторию данного проекта. С его слов, «Кама-1» разрабатывается с прицелом на сети такси и каршеринга.

Ефим Климов, «Эттон»: Как мы получили грант на разработку MES-системы
Поддержка ИТ-отрасли

«Мы не намерены конкурировать с большими кармейкерами, которые вложили уже огромные средства. Мы нашли себе нишу, определили ту, которая нас потенциально может заинтересовать. <…> Такси, каршеринг», – сказал Сергей Когогин.

В связи с этим пока нет данных, смогут ли россияне приобрести «Кама-1» в личное пользование. Прогнозируемая рекомендованная цена автомобиля тоже остается неизвестной.

7.Обзор электрокара Кама-1

Если еще остались вопросы — посмотрите видео-обзор «Кама-1» от Константина Заруцкого (в Сети более известен как «Академег») — это видео с премьерным автомобилем было снято до ее дебюта (однако опубликовано после):

Обращаем внимание, что в видео есть ряд неточностей, правильнее руководствоваться приведенными в этом материале данными по характеристикам и предполагаемым срокам начала серийного производства

8.Дальнейшая судьба?

Товарная версия Кама-1, если ей суждено случиться, будет отличаться от представленного предсерийного образца дорожным просветом (сейчас он всего 160 мм, а на выставке показывали и вовсе со 130 мм — для эффекта). шасси, вылетом и размерами легкосплавных дисков, элементами интерьера и экстерьера, настройками программного обеспечения, зазорами панелей кузова, вероятно — появлением электродвигателя иной мощности и другим. Также очевидно, что Кама-1 в комплектации как у презентационного экземпляра не может стоить менее двух миллионов рублей, в базе при этом, заявляется о цене в чуть более миллиона рублей. При этом все расчеты, опять же, проведены на основе виртуального проекта.

Также за 3-4 года технологии могут уйти столь далеко, что текущая конфигурация Кама-1 может стать неактуальной. Тем не менее, Сергей Когогин, генеральный директора ПАО «КАМАЗ», 21 декабря 2020 года в интервью ТАСС заявил, что проект Кама-1 «абсолютно живой». С его слов, старт серийного производства запланирован на 2023-2024 годы, а сертификация и доводки будут осуществляться в 2021 году. Позднее планируется создать легкий коммерческий автомобиль на базе Кама-1.

Мы будем внимательно следить за дальнейшей судьбой проекта по созданию российского электромобиля и очень надеемся, что «карета» не превратится в тыкву (как это было с Marussia), дойдет до серии и станет достойным конкурентом зарубежным электрическим аналогам.

Салон

Внутри нас встречает необычный интерьер. На передней панели нет привычных нам мониторов и панели приборов. Остались только дефлекторы печки, контрольные лампы, кнопка аварийки и держатель для смартфона с функцией беспроводной зарядки. Панель приборов успешно заменяет проекция на лобовое стекло. Сенсорный дисплей теперь встроен в центр руля, такого точно еще никто не видел. А водительской подушке безопасности теперь нашли место на потолке. На центральном тоннеле все осталось стандартно. Тут расположены кнопка старта, селектор трансмиссии и кнопка ручного тормоза.

Заявлено что Кама-1 имеет ассистенты вождения, которые обеспечивают третий уровень автономности. Не знаю как там с автономностью, но парковаться автомобиль сам умеет. Также он может сам держать полосу и автоматически тормозить. Все благодаря радарам и камерам машинного зрения спереди и сзади автомобиля.

Несмотря на небольшие размеры в салоне присутствует задний диван для пассажиров. Но крупным людям сзади будет слишком тесно, а вот для детей эти места в самый раз.

Багажник только сзади, под капотом места нет вообще, а в салоне не предусмотрен бардачок. Даже кабели для зарядки храняться в подполье багажника. Спинки заднего ряда не складываются, поэтому придется довольствоваться небольшим отсеком или возить вещи в салоне.

С чего все начиналось

Презентация электромобиля «Кама-1», разработанного КамАЗом совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом, состоялась 10 декабря 2020 года в Москве, в рамках VII ежегодной национальной выставки «ВУЗПРОМЭКСПО-2020».

Проект разработки экспериментального образца малогабаритного городского электромобиля с системой ADAS (Advanced Driver Assistance System) 3-4 уровня выполнен в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», а КамАЗ выступил индустриальным партнёром проекта.

Работа над электрокаром началась в декабре 2018 года. За два года специалистами КамАЗа и СПбПУ был создан цифровой двойник и изготовлен экспериментальный образец малогабаритного городского электромобиля, что довольно-таки быстро по меркам автопрома.

Pexels

«В работе над уникальными моделями транспорта мы опираемся не только на высокий инженерный потенциал компании, но и привлекаем лучших специалистов страны. Наше сотрудничество с Санкт-Петербургским политехническим университетом можно уверенно назвать одним из успешных примеров взаимодействия науки с реальным производством», — заявил гендиректор КамАЗа Сергей Когогин. 

Что это было

Электромобиль с современным комплексом водительских ассистентов получил название «Кама-1». Он представляет собой трехдверный четырехместный хэтчбек длиной 3,4 метра, шириной 1,7 метра и высотой 1,6 метра. Он получил литий-ионный аккумулятор емкостью 33 киловатт-часа и электромотор мощностью 80 киловатт, что позволяет ему развивать скорость до 150 км/ч и проезжать до 250 километров на одной зарядке.

Кстати, о зарядке: скорость полного заряда батареи в обычном режиме — 6 часов, в ускоренном — 20 минут. С места до 100 км/ч электрокар разгоняется за 6,7 секунды, как уверяют разработчики. 

Pexels

Российских легковых электромобилей нет

На январь 2022 г. в России не существовало серийно выпускаемых отечественных легковых электромобилей потребительского класса. Войти в эту нишу хотят многие компании, в том числе и никак не связанные с рынком автомобилей, но пока дело с мертвой точки не движется.

В декабре 2021 г. CNews писал, что выпустить свой электрокар собирается военный концерн «Алмаз-Антей». Для него это будет первый электромобиль и в целом первая машина гражданского назначения.

Так видит свой первый электромобиль «Алмаз-Антей»

«Алмаз-Антей» специализируется на выпуске военной техники, в частности, систем ПВО и ПРО, и на 100% принадлежит государству.

Сергей Белостоцкий, владелец продукта PIX BI: BI-системы — это не роскошь, а норма как для крупного бизнеса, так и для СМБ
Маркет

Концерн «Калашников», занимающийся разработкой оружия, тоже готовится к серийному выпуску электромобилей. Но если детище «Алмаз-Антея» вполне соответствует современным требованиям к внешности транспортных средств, то творение «Калашникова» выбивается из привычных представлений о гражданском автомобиле.

Легковой городской электромобиль, версия «Калашникова»

На момент публикации материала ни «Калашников», ни «Алмаз-антей» не организовали серийное производство своих электромобилей.

На полное отсутствие в России отечественных легковых электромобилей указывает и статистика продаж этого вида транспорта. На середину 2021 г. в стране насчитывалось около 12,3 тыс. легковых электромобилей (данные аналитического агентства «Автостат»). Народным любимцем признан японский Nissan Leaf, выпускающийся с 2010 г. и в 2017 г. обновившийся до второго поколения. В России их зарегистрировано 9273 шт. или почти 76% от общего числа электрокаров.

Что это будет

Затем, уже в январе нынешнего года, гендиректор КамАЗа Сергей Когогин объявил, что в первом квартале состоится презентация нового проекта легкового электромобиля «Кама». И попросил не путать его с тем самым прототипом «Кама-1».

Это совершенно другой электрокар, его разработкой и производством займется новая компания, в которую в равных долях инвестировали лично Когогин и бизнесмен Рубен Варданян. «КамАЗ тоже рассчитывает войти в этот проект, это согласовано с нашими акционерами — ориентировочно на 25%», — добавил гендиректор КамАЗа. При этом он отметил, что те идеи, которые были заложены в «Каме-1», будут реализованы и в «Каме».

По его словам, компания уже ведет работу с потенциальными инвесторами. Когогин добавил, что для производства «Камы» рассматривается строительство отдельного завода, поскольку КамАЗ для этого не подходит. «У нас нет мощностей под выпуск легковых автомобилей. Либо мы возьмем что-то из того, что есть в стране, либо будем формировать новой завод. Но я в роли инвестора выступаю в этом проекте, не управляющего», — пояснил Когогин.

А что с ценой? На этот счет можно строить только догадки, поскольку официальной информации нет. Гендиректор «КамАЗа» в прошлом году заявил, что автомобиль ориентирован не на частное, а на коммерческое использование. То есть создается для использования в такси и службах каршеринга. Возможно, именно потому, что получится не самым доступным. 

«Подкапотное» наполнение

В своем нынешнем исполнении электромобиль «Кама-1» способен проехать до 250 километров в городском цикле на одном заряде своего аккумулятора емкостью 33 кВтч. При этом на пополнение энергии в обычном режиме зарядки будет уходить по шесть часов (до полного заряда). Также есть ускоренная подзарядка до 80%, рассчитанная на 20 минут.

В теории, габариты автомобиля позволяют добавить две полноразмерные задние двери

В движение электромобиль «КамАЗа» приводит электромотор мощностью 109 л.с. С учетом небольших габаритов и, вероятно, массы (она не сообщается), автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 6,7 секунды.

Все перечисленное относится к базовой комплектации машины. Характеристики более продвинутой версии держатся в секрете.

6.Нюансы и сомнения

Помимо тесного салона еще один минус длины кузова в 3400 мм — багажник «для галочки» — туда поместятся разве что пара дорожных сумок или пакетов из продуктового. Ну и кабель зарядки, само собой. Под капотом, как например у Tesla, дополнительного багажника тоже нет — там у Кама-1 пусковой аккумулятор, вакуумный усилитель тормозов и так далее — все выглядит почти как у обычного переднеприводного автомобиля.

Кама-1 / фото Иван Петров / drom.ru

У Кама-1 есть два порта зарядки — Type 2 (Mennekes) — распространенный на Старом континенте (он используется в европейских версия Tesla, а также в Hyundai Ioniq, Kia Soul EV и других), и порт для быстрой зарядки. Но как заряжать автомобиль непонятно — в России инфраструктура зарядных станций для электромобилей находится в зачаточном состоянии. С учетом скромного запаса хода в 250 км (в лучшем случае) вариантов для путешествий не так много.

Кама-1 / фото Иван Петров / drom.ru

Есть вопросы и по температурному диапазону эксплуатации электромобиля. В интервью изданию Drom разработчики Кама-1 сообщили, при температуре наружного воздуха ниже 5C энергия батареи расходуется на нагрев себя же, при минус 20C батарею нужно прогревать, иначе запуска не будет. При температуре от плюс 30C часть энергии будет использовано на охлаждение батарейного модуля.

Лидары, отвечающие за входную информацию об объектах на дороге для системы помощи водителю ADAS 3-4 уровня, встроены не только в лобовое стекло, но и в бампер — смотрится красиво, а на практике низко расположенные сенсоры столкнутся с суровой реальностью в виде дорожной грязи, песка и камней. Тоже самое будет и с радаром — он тоже находится в нижний части бампера.

Кама-1, кадр из видео Youtube-канала Академег

Кама-1, кадр из видео Youtube-канала Академег

Кама-1, кадр из видео Youtube-канала Академег

Кама-1, кадр из видео Youtube-канала Академег

Еще одно сомнительное решение — у электромобиля отсутствует щетка стеклоочистителя заднего стекла и это не особенности опытного образца — инженеры автомобиля сообщили, что они «просчитали аэродинамику» и «дворник» не нужен. Камера заднего вида спрятана при этом глубоко в нишу под ручкой пятой двери чтобы не загрязнялась. А как же аэродинамика?

Немалый вес в 1300 кг (из них 400 кг приходится на батарейный блок) для А-класса тоже нельзя назвать плюсом. Разработчики планируют облегчить серийный вариант на 150-200 кг. Из вариантов реализации называют меньше колеса и шины (видок будет не тот), штампованные рычаги вместо сварных. Пластиковые наружные панели планируют оставить.

Агрегаты

Электромотор в сборе с задней подвеской

В качестве силовой установки Кама-1 использует китайский электромотор мощностью 109 л.с., который установлен на задней оси. При пиковых нагрузках в течении десяти секунд он может даже выдавать вплоть до 220 л.с. Под полом располагается батарея емкостью 33 кВт*ч. Она изготовлена из китайских литий-никель-марганец-кобальт-оксидных аккумуляторов, но собиралась уже в России. Мощность зарядного устройства 6,6 кВт следовательно зарядка до 100% переменным током будет занимать не менее 5 часов. Предусмотрена зарядка и постоянным током, если мощность зарядной станции будет не менее 40 кВт, то пополнить емкость до 100% можно менее чем за час. При этом запас хода в реальных условиях эксплуатации составляет около 200 км.

Электрическая «Ока»

На момент окончания испытаний разработчики называли «Каму-1» не иначе как кроссовером. На деле пока неясно, что именно общего у этого автомобиля имеется с современными кроссоверами – по своим габаритам он лишь на несколько сантиметров крупнее всем известной отечественной микролитражки, названной в честь российской реки, а по клиренсу он сопоставим с обычными легковыми автомобилями.

Электромобиль «Кама-1» действительно можно сравнить с «Окой», габариты которой составляют 3,2 метра в длину, 1,42 метра в ширину и 1,4 метра в высоту. Как пишут «Известия», длина электрокара – всего 3,4 метра при ширине 1,7 метра. Клиренс автомобиля составляет 16 см. А вот высоту автомобиля производитель по неизвестным причинам не раскрывает.

В прототипе «Кама-1» есть светодиодная оптика, но нет заднего дворника

Как и «Ока», «Кама-1» лишен важной составляющей, влияющей на уровень комфорта транспортного средства. У него нет задних дверей, хотя салон рассчитан на четырех человек. Таким образом, задним пассажирам нужно будет попадать в салон и выбираться из него через передние двери, но для этого нужно будет дождаться, пока его освободят водитель и передний пассажир

Таким образом, задним пассажирам нужно будет попадать в салон и выбираться из него через передние двери, но для этого нужно будет дождаться, пока его освободят водитель и передний пассажир.

«Кама-1» снаряжен светодиодными фарами и такими же задними фонарями. Комплектация включает панорамную крышу и съемные накладки крыльев, порогов и юбки бамперов. Сделано это для упрощения и удешевления ремонта – эти элементы можно снять и заменить на новые.

Столичный транспортный курс

Московское правительство уже давно взяло курс на строгое соблюдение экологии и очищение воздуха в городе. В столице работает несколько тысяч электробусов, которые не нуждаются в бензине и не выделяют вредных испарений. Аналогичный курс взят и на каршеринг, представители городской администрации считают, что в городе должно появиться как можно больше электрических автомобилей, при этом они могут быть и российского производства. За счет этого удастся существенно сократить загрязнение воздуха вредными выбросами, а сам город станет гораздо чище.

Хитрые вопросы и варианты решения: как поговорить с начальником о выгорании

Недооценка объема и не только: причины, по которым тяжелая работа пошла насмарку

Илона Маска назвали опасным для демократии из-за Twitter

Представители московского Дептранса отмечают, что в мегаполисах электромобили могут оказаться гораздо востребованнее обычных автомобилей, поскольку обходятся в обслуживании намного дешевле. Из них можно формировать таксопарки и активно использовать для проката.

Конкуренты и перспективы миникроссовера-электромобиля Кама-1

Электромобиль Кама-1 стал третьим из числа «первых российских микроэлектромобилей», представленных в 2021 году. До него были объявлены такие мини-электромобили 2021 года:

  1. Оригинальная тольяттинская Zetta City Modul 1, которую обещают выпустить как в переднеприводном, так и полноприводном вариантах.
  2. Похожая на немецкий Smart ED и китайский Jijie Tule адыгейская «Ардерия ТС2»

Электромобиль — ситикар Ардерия ТС2 быстрее всех подошел к серийному выпуску, поскольку уже получил сертификат ОТТС. В ноябре первую партию электроситикаров Arderia обещали передать на дорожные испытания в местную ППС для патрулирования парков. Подготавливается выпуск предсерийной партии «Зетты». Но эти электромобили от народных изобретателей сертифицируются по упрощенной схеме, как тяжелые квадроциклы категории L7. В отличие от них, Кама-1, благодаря возможностям КамАЗа, обещает стать полноценным автомобилем — а не каким-то «четрехколесным мотоциклом»!

Посмотрим, что обещает нам электрическая наследница «Оки» по сравнению со своими менее именитыми соперницами:

число мест и объем багажника лразмеры мвес кгмотор кВтакб кВт*чскорость км/чпробег кмстоимость тыс. руб
Ардерия ТС22 4602.8 1.6 1.6545 +акб57.260100400 +акб
Zetta City Modul 14 1803.0 1.8 1.6400 +акб1510 22120180 360550 750
Кама-143.4 1.7 1.6130080321502501200

Как мы видим, Кама-1 — автомобиль более высокого класса. А также для этого маленького и бюджетного семейного кроссовера создают современные электронные помощники автопилотирования — адаптивный круиз-контроль, систему контроля полосы движения и систему автоматической парковки. В перспективе обещают на электромобиль установить автопилот 3 и или даже 4 уровня по SAE, способный вести машину без участия водителя. КамАЗ известен своими новыми разработками в системах беспилотного вождения. Так что возможно в будущем этот бюджетный кроссовер — электромобиль 2021 года станет беспилотником!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий