Понятие и виды культуры: художественная, физическая, массовая

Духовная культура

Духовная культура — это система духовных ценностей и творческой деятельности по их производству и освоению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

  • искусства;
  • философии;
  • науки;
  • религии;
  • морали и пр. 

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовная культура существует во взаимосвязи с идеалами морали, нравственности, веры, науки, искусства, доминирующие в обществе. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

К признакам духовной культуры относится:

  1. Активное стремление к совершенствованию себя и окружающего мира.
  2. Ориентация на идеальные формы.
  3. Глубокая нравственная традиция.
  4. Большая свобода творчества.
  5. Неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса, философских концепций и т. д. Духовная культура выполняет следующие функции:

  1. Хранение культурного опыта.
  2. Выступление в роли средства понимания и объяснения мира.
  3. Регулирование взаимодействия людей в социуме.
  4. Формирование общественных ценностей и идеалов.
  5. Воспитание и образование.

Виды культуры

Обратимся к самым распространенным видам культуры:

Культура, как ряд жизненных ценностей, выражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Это как раз тот случай, когда мы объясняем ребенку, что в театре некультурно бегать и кричать. Но речь идет не только о правилах приличия, а обо всех моральных ценностях общества. Так, мы спасаем недоношенных детей, определяя жизнь как высшую ценность, жертвуем деньги на благотворительность, считаем недопустимым воровать и применять к людям физическое, моральное насилие. От отношения к слабым — детям, пожилым людям, людям с особенностями развития, зависит культура всего общества. Как известно, общественные строи, где к людям применялись иные правила (напр. Спарта) не существовали долго.

Культура, как нормы поведения укладывается в правила, которые приняты в том или ином обществе или учреждении. Они могут изменяться со временем, становиться более демократичными или наоборот консервативными. Нормы поведения складываются исторически и, как правило, универсальны, при этом в каждой стране, у каждого народа есть свои особенности, которые стоит учитывать, если вы отправляетесь в путешествие.

Артефакты — это материальные произведения, осязаемое выражение культуры общества.

Признаки массовой культуры

Популярная культура, как и элитарная, создается экспертами. В отличие от популярной культуры, писателей знают по имени, а не анонимно.

Популярная культура направлена на максимально широкий круг потребителей, а не на узкий круг экспертов. Популярная культура демократична.

Для популярной культуры характерны простые формы и стандартизация, и ее произведения должны быть понятны людям без специальной подготовки.

Массовая культура ориентирована на коммерцию. Главным критерием успеха является спрос со стороны населения. Именно поэтому поп-культура подчиняется закону спроса и предложения.

↑ Формы культуры: элитарная, народная, массовая

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. 

Понятие «элитарная» происходит от слова «элита». Элита («elite» – «лучший») – это высший слой общества, отличающийся высоким уровнем образованности и благосостояния. Продукты элитарной культуры создаются для данного слоя общества или по его заказу мастерами и профессионалами своего дела в единичном экземпляре. Элитарная культура рассчитана на узкий круг ценителей. Ведь, например, высокая мода, искусство авангардистов, классическая музыка и классические литературные произведения, театральные постановки, опера и балет воспринимаются и принимаются не всеми. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека.

Данный вид культуры не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой выгоды, но, не смотря на это, элитарные произведения приносят мастерам и признание, и доход.

Примером элитарной культуры может служить классическая музыка, опера или балет, картины Пабло Пикассо или К.Малевича, книги Франца Кафки, художественные фильмы А. Тарковского

Массовая (популярная) – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления. 

Понятие «массовая» происходит от слова «масса» (в этом контексте понимается как «большое количество народа, толпа»). Массовая культура общедоступна и популярна – это культура масс. Она появилась в середине XX века с распространением и развитием средств массовой информации и стала доступна в большинстве стран мира для разных слоев населения. Результаты массовой культурой ежедневно производятся и потребляются в больших объемах практически во всех странах мира. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Именно большой (массовый) спрос на продукты массового производства приносят огромный доход их производителям

Поэтому еще одной важной особенностью массовой культуры является направленность на коммерческую выгоду. Продукты массовой культуры общедоступны, понятны, не требуется специальной подготовки и высокого уровня образования

Примерами проявления массовой культуры могут служить эстрадная музыка, сериалы, ток-шоу, блокбастеры. К материальным продуктам относятся популярные по всему миру джинсы, напитки компании Coca-Cola, сотовые телефоны, автомобили и т п.

В настоящее время появилась еще одна форма массовой культуры – экранная (компьютерная). Например, получившие большое распространение и популярность компьютерные игры и социальные сети.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народная культура создается народом, а ее разновидность национальная – нацией. К ней относятся мифы и легенды, песни и танцы, сказания и сказки, пословицы и поговорки, а также ритуалы, обряды и традиции народа. В народных произведениях раскрывается специфический, яркий и уникальный народный или национальный опыт, особенности менталитета, моральные, нравственные и религиозные нормы и ценности. Одной из особенностей народной культуры является отсутствие автора, так создается народом. Она существует преимущественно в устной форме (фольклор), поэтому к народной культуре помимо сказок, народных танцев и легенд, можно отнести анекдоты и «городской шансон». Народная культура уникальна – она рождается из особенностей исторического прошлого народа, своеобразия природы, климата и географического положения, менталитета и религиозных воззрений.

Народная культура, в отличие от других форм культуры, проявляется во всех областях жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве.

Важно понимать, что в современном мире все чаще все формы культуры смешиваются, оказывают влияние друг на друга. Так, например, классическую музыку обрабатывают современной аранжировкой и она становится популярной (взаимовлияние элитарной и массовой культур), для постановки современных танцев используют народные песни и мотивы (взаимовлияние народной и массовой культур)

Как возникает массовая культура?

Родиной популярной культуры считается Америка и Голливуд, которые считаются непосредственным месторождением и источником ее распространения. Здесь будут формироваться молодежные субкультуры, образцы красоты и некоторые ценности, которые через определенное количество лет будут отправлены в Россию.

Популярная культура является результатом формирования индустриального общества. Начало 20-го века считается родиной массовой культуры. Его появление можно объяснить следующими факторами

  • массовизация труда, отдыха;
  • возникновение новой современной категории – масса;
  • улучшение статуса рабочего класса;
  • увеличение границ действия демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • включение рабочих людей в жизнь гражданского общества.

Понятие и виды культуры

Существуют различные классификации данного понятия. Например, культурологи выделяют несколько типов культуры. Вот некоторые из них:

  • массовая и индивидуальная;
  • западная и восточная;
  • индустриальная и постиндустриальная;
  • городская и сельская;
  • высокая (элитарная) и массовая (народная культура) и т. д.

Как видите, они представлены в виде пар, каждая из которых является противопоставлением. Согласно другой классификации, существуют следующие основные виды культуры:

  • материальная;
  • духовная;
  • информационная;
  • физическая.

Каждая из них может иметь свои разновидности. Некоторые культурологи считают, что вышеперечисленное – это скорее формы, а не виды культуры. Давайте рассмотрим каждую из них в отдельности.

Почему массовая культура так популярна?

Популярная культура пользуется огромной популярностью. Это связано с использованием среднего универсального языка общения, который понимают люди всех уровней образования и профессий. Кроме того, причины популярности популярной культуры связаны с человеческими структурами. Проблема связана с определенной пассивностью сознания многих социальных участников, отсутствием желания принимать активное умственное и духовное участие в социальных процессах. Характер. Вместо этого преобладает желание потреблять только «готовые» продукты культуры. Другая причина — желание забыть о проблемах мира, о рутине жизни. Третья причина — поиск понимания и сочувствия к нашим собственным проблемам со стороны других людей.

Популярной причиной популярной культуры иногда называют народную жизнь в XIX-XX веках. Для этого времени характерно возрастание роли народных масс в различных сферах жизни. Можно отнести к экономической и политической деятельности и управлению. Испанский философ и журналист Ортега-и-Гассет предложил следующую интерпретацию категории «масса Масса — это толпа, представляющая собой количественное и визуальное множество, обычно называемое в социологии массой. Масса — это средний человек. Общество всегда было изменчивым единством меньшинства и массы. Меньшинство — определенное количество важных людей. Причиной появления масс Ортега назвал низкое качество культуры.

Основные признаки

Культуролог Софья Гердер выделила основные признаки культуры:

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

Культура речи

Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, им необходимо обладать культурой речи. Без этого между ними никогда не возникнет взаимопонимание, а значит, и взаимодействия. С первого класса школы дети начинают изучать предмет “Родная речь”. Конечно, до того, как прийти в первый класс, они уже умеют говорить и с помощью слов выражать свои детские мысли, просить и требовать у взрослых удовлетворения своих потребностей и т. д. Однако культура речи – это совсем другое.

В школе детей учат правильно формулировать свои мысли посредством слова. Это способствует их умственному развитию и самовыражению как личности. С каждым годом у ребенка появляется новый запас слов, и он уже начинает мыслить иначе: шире и глубже. Конечно же, на культуру речи ребенка, помимо школы, также могут повлиять такие факторы, как семья, двор, группа. От своих сверстников он, например, может научиться таким словам, которые называются ненормативной лексикой. Некоторые люди до конца своей жизни владеют очень скудным словарным запасом, ну, и, естественно, имеют низкую культуру речи. С таким багажом человек вряд ли сможет добиться в жизни чего-то большого.

Культура и социум

Человек является общественным существом. Он постоянно взаимодействует с людьми. Понять человека лучше можно, если рассматривать его с точки зрения взаимоотношений с окружающими. Ввиду этого существуют следующие виды культуры:

  • культура личности;
  • культура коллектива;
  • культура общества.

Первая разновидность относится к самому человеку. Она включает его субъективные качества, особенности характера, привычки, поступки и т. д. Культура коллектива складывается в результате формирования традиций и накопления опыта людьми, объединенными общей деятельностью. А вот культура общества является объективной целостностью культурного творчества. Его структура не зависит от отдельных личностей или групп. Культура и общество, будучи очень близкими системами, тем не менее, не совпадают по смыслу и существуют хоть и друг рядом с другом, но сами по себе, развиваясь по отдельным, только им присущим законам.

Преимущества и недостатки массовой культуры

На протяжении десятилетий ведутся философские и социологические дебаты о том, что полезнее или вреднее для поп-культуры?

Это можно сказать в защиту популярной культуры: она является

Она демократична и доступна для всех.

Она обращается непосредственно к людям и учитывает их желания и интересы.

Она поддерживает простые, понятные концепции и помогает людям ориентироваться в современном мире.

Это позволяет людям расслабиться и снять стресс.

Ее лучшие работы будут результатом «высокой» культуры.

В то же время, популярная культура критикуется как

Она удовлетворяет взыскательные вкусы, «снижая стандарты», а не делая людей лучше.

Они сосредоточены на пассивном потреблении, а не на размышлении или творчестве.

Она заменяет реальную жизнь. Мифы об имплантатах.

Она объединяет идеи и образ жизни.

Она создает искусственные потребности и формирует «общество потребления».

Боливийская девочка изображена на фоне фигурки Капитана Америки из «Мстителей». Фото: Reuters.

Этимология и определение

Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:

1) возделывание;

2) воспитание;

3) почитание;

4) образование и развитие.

Как видите, практически все из них и сегодня подходят под общее определение данного термина. В Древней Греции под ним также понимали образованность, воспитание и любовь к земледелию.

Что же касается современных определений, то в широком смысле под культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества. Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества. В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения. У него формируется характер, стиль поведения и т. д. Ну и наиболее употребляемое определение – это рассмотрение культуры как формы социального поведения индивида в соответствии с уровнем его образованности и воспитанности.

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

  • Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

  • Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

  • Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

  • Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

  • Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

  • Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

  • Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Бесплатные занятия по английскому с носителем
Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.
Записаться на интенсив

Разновидности культуры

Одновременно с доминирующей и общепризнанной системой культуры, в современном обществе существуют ее многочисленные разновидности, объединяющие определенные группы людей. Под культурными концепциями, расходящимися с ценностями господствующей культуры, подразумеваются такие феномены как субкультура и контркультура.

Субкультура

Субкультура — это культура, объединяющая определенную часть общества внутри определенной системы ценностей, верований, традиций, ритуалов, языка, паттернов поведения.

Субкультура является частью обшей культуры. Ее формирование обусловлено разделением социума на разнообразные группы по национальному, социальному, профессиональному, материальному и другим признакам.

К разновидностям субкультуры относится:

  1. Подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных постулатов доминирующей культуры для того, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, хиппи и др.).
  2. Криминальные субкультуры, действующие против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы и др.).
  3. Религиозные, авторитарные секты, создающие свой культ верований и обязательных правил (Свидетели Иеговы, разнообразные секты).
  4. Этнические общности, имеющие, к примеру, диалект отличный от языковой нормы.

Субкультурам характерны следующие признаки:

  1. Наличие своеобразных ценностей, установок и правил, отличных от доминирующей культурной картины мира.
  2. Специфический образ жизни и паттерны поведения.
  3. Наличие внешней атрибутики, отражающейся во внешнем виде, жаргоне, манерах.
  4. Формирование инициативного ядра, генерирующего идеи.

Как правило, субкультура не противостоит общечеловеческой культуре, даже несмотря на существенные различия с ней. С ее помощью люди пытаются адаптировать ценностную систему господствующей культуры к своему видению мира.

Примечание

Субкультуры позволяют индивиду или группе осмыслить специфику своего особенного положения и сформировать устойчивую идентичность, способную гармонично существовать в социальной среде, к которой он или они себя относят.

Контркультура

Контркультура — это форма субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей культурной системы, но находится с ней в конфликте. Контркультура стремится придать новое значение устоявшимся традиционным ценностям и нормам.

Широкое распространение этот термин получил в качестве определения течений искусства, ставящих себя в противопоставление к традиционным направлениям.

Контркультуре могут быть присущи следующие черты:

  • анархичность;
  • аполитичность;
  • нетрадиционные культурные формы;
  • нетрадиционные формы религии.

Нередко контркультурные движения приводили к возникновению новых идеалов, которые со временем принимало все большее количество людей. К таким примерам можно отнести движение американской молодежи за права чернокожих, женские движения за эмансипацию и др.

Что такое культура

Понятие культуры имеет огромное количество определений и значений, охватывающих самые различные сферы человеческой жизни. Этимология термина восходит к латинскому слову colere — возделывание почвы, культивирование, почитание. Впервые оно было употреблено в трактате «О земледелии» древнеримского политика Марка Порция Катона Старшего в 100 г. до н. э.

В гуманитарном значении понятие «культура» использовал философ Марк Цицерон, сравнивший «культуру души» с возделыванием плодородного поля.

В начале 1960-х годов американские исследователи посчитали 164 определения культуры, выделив среди них 6 типов:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • описательные;
  • нормативные;
  • психологические;
  • структурные;
  • генетические.

В современной культурологии число определений уже едва ли возможно установить.

В современно науке под культурой в первую очередь понимают человеческую деятельность и весь социально-значимый опыт человечества.

В русском языке этот термин впервые использовал российский философ, последователь учения Шеллинга Данило Велланский в 1826 году.

В контексте жизненных ценностей культура отражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Нормы и правила культуры ограничивают человека и упорядочивают беспорядочное движение природы, поэтому уже на заре своего возникновение культурное состояние противопоставлялось естественному. Мир природы считался единообразным, закономерным и предсказуемым, а мир культуры — разнообразным, обусловленным человеческой деятельностью.

Причины становления культуры

Среди основных причин, приведших к становлению и развитию культуры, можно выделить:

  • уменьшение роли физической силы;
  • постепенное сокращение господствующей роли чувственного познания и неосознанных понятий;
  • увеличение роли сознания и разума;
  • смягчение нравов;
  • воспитание вкуса.

Элементы культуры

Культура включает в себя большое многообразие различных элементов, которые можно разделить на следующие группы:

  1. Символы — это условный знак, слово или предмет, раскрывающий смысл и значение конкретной культуры (в национальной культуре таким символом может выступать язык, система традиций и ритуалов, эмблематика).
  2. Герои — это реальные и вымышленные люди, которые ввиду какого-то подвига, выдающейся судьбы или деятельности стали восприниматься в качестве примера для подражания в определенной культуре.
  3. Ритуалы — коллективная деятельность, имеющая строгую структуру и установленный порядок совершения чего-либо.
  4. Ценности — это самый глубокий уровень культуры, включающий в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном и т.д.

Массовая культура

Определение понятия

В современной научной литературе существует несколько определений популярной культуры. Некоторые из них связывают популярную культуру с развитием новых систем коммуникации и воспроизводства (массовая пресса и книгоиздание, звуко- и видеозапись, радио и телевидение, ксерография, телекс и телекоммуникации, спутниковая связь, компьютерные технологии) в 20 веке. Глобальный обмен информацией, возникший благодаря достижениям научно-технической революции. Другие определения массовой культуры подчеркивают ее связь с развитием новых типов социальных структур в индустриальном и постиндустриальном обществе, что привело к созданию новых способов организации производства и передачи культуры. Второе понимание массовой культуры является более полным и всеохватывающим, поскольку включает в себя не только изменения в технических и технологических основах создания культуры, но и учитывает социально-исторический контекст и тенденции культурной трансформации современного общества.

Массовое выращивание — это вид продукции, которая регулярно производится массово. Это ряд культурных явлений XX века и особенность культурного производства в современных индустриальных обществах, рассчитанного на массовое потребление. Другими словами, это производство, передающее потоки по различным каналам, таким как СМИ и коммуникации.

Считается, что популярная культура потребляется всеми людьми, независимо от того, где они живут. Это культура повседневной жизни, представленная через широкий спектр каналов, включая телевидение.

Возникновение массовой культуры

Существует несколько точек зрения на условия возникновения массовой культуры.

  1. Массовая культура зародилась на заре христианской цивилизации. В качестве примера называются упрощенные варианты Библии (для детей, для нищих), рассчитанные на массовую аудиторию.
  2. В XVII-XVIII веках в Западной Европе появляется жанр приключенческого, авантюрного романа, что значительно расширило аудиторию читателей за счет огромных тиражей. (Пример: Даниэль Дефо — роман «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописание людей рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. п.).
  3. В 1870 г. в Великобритании был принят закон о всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века — роман. Но это лишь предыстория массовой культуры. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Возникновение массовой культуры связано с популяризацией жизни на рубеже 19 и 20 веков. В то время роль масс возрастала во многих сферах жизни: экономике, политике, управлении и человеческом общении. Ортега-и-Гассет определяет понятие массы следующим образом.

Масса — это толпа. Толпа — это количественная и визуальная толпа; толпа — это социологическая группа. Масса — это средний человек. Общество всегда было изменчивым единством меньшинства и массы. Меньшинство — это группа отдельных людей, в то время как масса никогда не бросается в глаза. Ортега считает, что причина того, что массы находятся на переднем крае истории, заключается в низком качестве культуры, когда люди определенной культуры ничем не отличаются от других и повторяют общую формулу.

К предпосылкам массовой культуры можно также отнести появление систем массовой коммуникации (пресса, массовые книжные издания, радио, телевидение, кино) и развитие транспорта, который сокращает пространство и время, необходимые для передачи и распространения информации. Культура культурных ценностей в обществе возникает из локального регионального присутствия, начинает функционировать на национальном уровне (возникает национальная культура, преодолевающая этнические ограничения), а затем входит в систему межэтнической коммуникации.

Элитарная культура

Определение понятия

Культуру элиты (от французского elite — элита, лучшие) можно определить как субкультуру привилегированных социальных групп (причем иногда их единственной привилегией может быть культурное творчество или право на сохранение культурного наследия). Разделение ценности и смысла, прозрачность — Культура элиты идентифицируется как творчество узкого круга «высших профессионалов», понимание которого доступно столь же узкому кругу высокообразованных специалистов. Культура элиты утверждает, что она выше «общности» повседневной жизни и занимает позицию «высшего кризиса» по отношению к социально-политическим вопросам в обществе.

Элитарная культура рассматривается многими культурологами как противоположность массовой культуре. В этом смысле производители и потребители элитарной культуры — это элита, высшие и наиболее привилегированные слои общества. В современных культурных исследованиях утвердилось понимание элиты как особого слоя общества, обладающего специфическими интеллектуальными способностями.

Элита — это не только высшая прослойка общества, но и элита правящего класса. У всех социальных классов есть элита.

Элита — это та часть общества, которая наиболее способна к духовной деятельности и наделена высокими моральными и эстетическими качествами. Именно они обеспечивают прогресс общества, поэтому искусство должно быть направлено на их нужды и потребности. Основные элементы концепции элитарной культуры содержатся в философских работах А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление») и Ф. Ницше («Человек, слишком много людей», «Веселая наука», «Так говорил», «Заратустра»).

А. Шопенгауэр делит человечество на две части: люди гениальные и люди полезные. Первые способны к эстетическому созерцанию и художественной деятельности, а вторые занимаются только практической и утилитарной деятельностью.

Граница между элитарностью и популярной культурой связана с развитием городов, типографикой и появлением клиентов и художников в искусстве. Элитарная — для профессионалов, а массовая культура — для обычных читателей, зрителей или аудитории. Как правило, произведения, используемые в качестве моделей для массового искусства, обнаруживают свою связь с ранее существовавшим фольклором, мифами и библейскими структурами. В 20 веке элитарные культурные концепции были обобщены Ортегаем-Газетом. В работе испанского философа «Дегуманизация искусства» утверждалось, что новое искусство было направлено на элиту общества, а не на массы. Поэтому искусство не обязательно должно быть популярным, общепонятным и универсальным. Новое искусство должно оградить людей от реальной жизни. Стирание человечности» — основа нового искусства XX века. В обществе существуют полярные классы — большинство (массы) и меньшинство (элита). По словам Ортеги, новое искусство делит публику на две категории: тех, кто его понимает, и тех, кто не понимает — художников и нехудожников.

Согласно Ортеге, элита — это не патриархальная аристократия или привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает «особым органом восприятия». Это место вносит свой вклад в развитие общества. И к этой части должны относиться художники в своей работе. Новое искусство должно внести свой вклад в «. Узнайте себя лучше и поймите их судьбу. Будьте в меньшинстве и боритесь против большинства.

Духовная культура

Верования, понятия, чувства, переживания, эмоции и представления, которые помогают установлению духовной связи между индивидами, считаются духовной культурой. К ней также относятся все продукты нематериальной деятельности людей, существующие в идеальном виде. Эта культура способствует созданию особого мира ценностей, а также формированию и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Она также является продуктом общественного развития, и ее основное назначение – продуцирование сознания.

Частью данного вида культуры является художественная. Она, в свою очередь, включает в себя всю совокупность художественных ценностей, а также сложившуюся в ходе истории систему их функционирования, создания и воспроизведения. Для всей цивилизации в целом, а также для отдельно взятого индивида роль художественной культуры, которая иначе называется искусством, просто огромна. Она воздействует на внутренний духовный мир человека, его разум, эмоциональное состояние и чувства. Виды художественной культуры являются не чем иным, как разными видами искусства. Перечислим их: живопись, скульптура, театр, литература, музыка и т. д.

Художественная культура может быть как массовой (народной), так и высокой (элитарной). В первую входят все произведения (чаще всего – единичные) безызвестных авторов. Народная культура включает фольклорные творения: мифы, эпосы, легенды, песни и пляски – которые доступны широким массам. А вот элитарная, высокая, культура состоит из совокупности единичных произведений профессиональных творцов, которые известны только привилегированной части общества. Выше перечисленные разновидности – это также виды культуры. Просто они относятся не к материальной, а к духовной стороне.

Понятие культуры

У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

  • как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

  • как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

  • как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий