Северный морской путь. Трассы Северного морского пути

Есть ли какие-нибудь опасения?

Однако необходимо сделать одно предостережение.

За прошлый год по маршруту было отправлено всего 31 миллион тонн грузов. Для сравнения, за тот же период через Суэцкий канал прошло более 1,2 миллиарда тонн товаров. Из 31 миллиона тонн товаров, отправленных по СМП, только 697 тысяч тонн прошли полный путь из Европы в Азию. Это пять сотых процента от общего объема, отправленного через Суэц.

В 2020 году весь маршрут СМП прошли всего 45 судов. За тот же период через Суэцкий канал прошло более 18 800 судов.

Ясно, что еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем СМП станет серьезным возрождением Суэцкого канала — если вообще когда-нибудь станет.

В 2018 году указом президента было установлено, что к 2024 году по СМП должно быть отправлено 80 миллионов тонн, что все еще значительно ниже того, что проходит через Суэцкий канал. В отчете Копенгагенской бизнес-школы за 2019 год говорится: «Результаты количественного исследования возможности линейного судоходства по СМП показывают, что арктическое линейное судоходство может стать экономически целесообразным примерно к 2040 году, если ледяной покров продолжит сокращаться нынешними темпами».

Россия пытается установить больший, чем когда-либо, контроль над маршрутом — даже вопреки установленным для неё западным нормам и законам.

Прошло то время, когда Россия объявила о введении строгих правил судоходства на всем протяжении СМП — даже за пределами российских территориальных вод. Согласно этим правилам, например, иностранные военно-морские силы должны будут «отправить запрос российским властям о прохождении через Севморпуть  за 45 дней до прибытия, предоставив подробную техническую информацию о судне, его команде и пункте назначения».

Излишне говорить, что это привлекло внимание некоторых членов НАТО. В Арктической стратегии Министерства обороны от июня 2019 года отмечалось, что «Россия регулирует морские операции на СМП вопреки международному (западному) праву и, как сообщается, угрожает применить силу против судов, которые не соблюдают российские правила»

Пока только ВМС Франции оспорили заявления России, проведя операцию по свободе судоходства в 2018 году

В Арктической стратегии Министерства обороны от июня 2019 года отмечалось, что «Россия регулирует морские операции на СМП вопреки международному (западному) праву и, как сообщается, угрожает применить силу против судов, которые не соблюдают российские правила». Пока только ВМС Франции оспорили заявления России, проведя операцию по свободе судоходства в 2018 году.

Запад выражает (как всегда) опасения по поводу безопасности судов, использующих СМП. Судоходные пути находятся на значительном удалении от поисково-спасательных служб, поэтому безопасность (по их словам) является серьезной проблемой. Когда суда используют СМП, они часто полагаются на поддержку России, особенно в виде ледоколов, что увеличивает расходы на транспортировку.

Мурманск

Мурманский морской порт с круглогодичной навигацией расположен в Баренцевом море, в южном колене Кольского залива.

Постановление о его создании было издано в 1870 году. Однако строительство порта началось уже в ХХ веке, а днем его рождения считается 1 сентября 1915 года: в этот день в порту ошвартовался первый грузовой пароход Drott.


С 1930-х годов Мурманский торговый порт – один из основных российских арктических портов и ключевая база Главсевморпути.

Сегодня его площадь составляет 645,895 га, в порту действуют 109 причалов, длина причального фронта превышает 12,5 км. Грузовые терминалы способны пропускать около 23,6 млн кг грузов ежегодно. Пропускная способность пассажирских терминалов – 141 тыс. человек в год. Морской порт может принимать суда любых габаритов, без каких-либо ограничений. С 2010 года Мурманский морской порт имеет статус особой экономической зоны.

В 2019 году произошло сразу несколько знаковых для работы порта событий. Так, в сентябре вышло распоряжение правительства РФ о расширении границ морского порта в связи с организацией перегрузочного комплекса для перевалки СПГ по схеме «борт-борт». А в ноябре 2019-го границы были расширены еще раз – в них включили пять земельных участков под объекты строящегося центра судостроения.

Ожидается, что благодаря строительству и модернизации инфраструктурных объектов Мурманского морского порта (терминалы по перевалке угля, нефти и нефтепродуктов; контейнерный терминал, складская и дистрибуционная зона, логистический центр) его грузооборот составит 70 млн тонн в 2025 году.

Экспедиции иностранных мореходов

Пытаясь найти проход к побережью Южной и Восточной Азии на севере, во второй половине XVI века в экспедицию отправились британские мореплаватели. С 1553 по 1580 год они трижды отправлялись в морские походы, желая пройти в Тихий океан через арктические моря. Первым двум экспедициям удалось добраться до Новой Земли. Успешнее оказалась третья экспедиция – она вошла в Карскую губу, но огромное скопление льдов заставило отважных моряков развернуть судно и вернуться.

В самом конце того же века осуществлением этой идеи заинтересовались голландцы. Им удалось дойти до Ямала в 1594 году. Экспедиция состояла из четырех судов. Еще через год (1595 г.) уже семь голландских кораблей вышли в Карское море, но им вновь пришлось повернуть обратно. Только третьей экспедиции (1596 г.) довелось открыть берег Шпицбергена и остров Медвежий, а затем обогнуть с севера Новую Землю и войти в Карское море.

К сожалению, суда этих мореплавателей были раздавлены льдами, а они вынуждены были зимовать на широте 76 градусов с. ш. Летом они на лодках пошли в южном направлении, где их подобрали русские мореходы, доставившие путешественников в город Колу. Интересно, что в отчетах голландцев и англичан упоминается, что Карское и другие моря из акватории Ледовитого океана уже были к тому времени известны русским путешественникам.

Исследования

Впервые предположение о возможности использования (практического) Северо-Восточного прохода (вплоть до начала XX века он именовался так) было озвучено в 1525 году русским дипломатом и политическим деятелем Дмитрием Герасимовым. Теоретически обосновывал целесообразность освоения этой транспортной магистрали М. В. Ломоносов. Над этой темой много работал Д. И. Менделеев, который посвятил освоению Крайнего Севера более тридцати работ. Он тесно сотрудничал с легендарным адмиралом С. О. Макаровым.

17 апреля 1732 года русская императрица Анна издала указ, согласно которому она поручала В. Берингу отправляться на Камчатку для разведки новых земель, которые лежат между Камчаткой и Америкой, и для исследования побережья Сибири.
Он и стал началом II Камчатской экспедиции. Гораздо позднее ее стали называть Великой Северной

Она не имела равных по важности выполненных задач в мировой истории. В ней принимали участие 977 человек – отважных подвижников

К сожалению, многие из них погибли в северных льдах, но результаты их трудов невозможно переоценить. Им удалось обследовать и нанести на карту (впервые) все русское побережье океана. Семь отрядов не жалели сил, делали свою работу, которую сегодня можно без преувеличения назвать героической.

Затем было еще несколько арктических экспедиций: К. Бэра, Ф. П. Литке и П. И. Крузенштерна. Результат этих морских походов – твердая уверенность в том, что Карское море непригодно для судоходства. К. Бэр даже заявил, что это настоящий «ледяной погреб».

Тем не менее промысловые ресурсы в Баренцевом море постепенно истощались, что заставило мореходов и промышленников все чаще выходить в Карское море. Эпизодические экспедиции для вывоза сибирской древесины, пушнины, золота и самоцветов в Центральную часть России и за рубеж стали проводиться с 1877 года. Русские купцы начали вкладывать немалые средства в налаживание судоходства и изучение северных морей.

В результате уже к первой половине 90-х годов XIX столетия был опровергнут бытующий в те времена миф о невозможности судоходства в Карском море. С 1911 года ежегодно совершались рейсы из Владивостока на Колыму одного парохода. Правда, развития эти походы не получали, что объяснялось необустроенностью трассы. Полностью маршрут Северного пути прошла с одной зимовкой шведская экспедиция знаменитого исследователя Норденшельда на барке «Вега» в 1879 году.

Напоследок

Учитывая дополнительные риски и затраты, связанные с использованием СМП, еще предстоит выяснить, действительно ли такая небольшая разница в расстоянии по сравнению с Суэцким маршрутом того стоит. На данный момент количество кораблей, следующих по маршруту, говорит о том, что это не так.

В ближайшие годы глобальный интерес к арктическому региону только возрастет. Китай уже принимает все более активное участие, особенно в российской Арктике

Поскольку основное внимание мира в отношениях с Россией по-прежнему уделяется ее «гнусным» действиям в Сирии или «незаконной аннексии» Крыма, нельзя игнорировать арктические амбиции Москвы (Запад «жгёт»)

В чём стратегическое значение Северного морского пути для экономики России?

По некоторым оценкам, эта стратегия может привести к новым инвестициям до 15 триллионов рублей (200 миллиардов долларов) следующие 15 лет. При развивающийся экономике, а также нарастающих цен на нефть, у России будет достаточно ресурсов для таких долгосрочных вложений.

По географическим и историческим причинам Арктический регион всегда занимал особое место в сердцах и умах россиян. В последней стратегии Путина и его экономических инвестициях в Арктический регион нет ничего нового.

В начале 18 века Россия направила ряд крупных экспедиций для исследования и картирования арктического побережья в Сибере. Эти миссии были недешевыми — финансирование этих экспедиций обошлось Москве в одну шестую ее государственного бюджета в 1724 году.

Исследователи, ученые, а также авантюристы, участвовавшие в Камчатских экспедициях, известных как Великие северные экспедиции, исчислялись тысячами. Даже по сегодняшним меркам это была, вероятно, самая крупная научная экспедиция в истории.

«Колоссальные конкурентные преимущества»

Стоит отметить, что в последние годы руководство РФ уделяет особое внимание развитию СМП. Как отметил в сентябре 2021 года президент РФ Владимир Путин, Севморпуть является очень перспективным и создаёт для РФ конкурентные преимущества

Также по теме


«Крупнейшее и самое мощное соединение ВМФ»: как Северный флот обеспечивает безопасность России

В России 1 июня отмечается День Северного флота — самого мощного соединения ВМФ РФ. Как сообщил командующий этим межвидовым…

«Если идти благоприятным курсом, то значительная часть маршрута проходит по нашим внутренним водам, по территориальному морю, и это, конечно, создаёт для нас колоссальные конкурентные преимущества. Но это не значит, что мы кого-то собираемся ограничивать — нет», — сказал президент в ходе общения с курсантами Морского государственного университета имени адмирала Невельского.

Путин также отметил, что для России, 18% территорий которой находится в арктической зоне, чрезвычайно важно развитие этого региона и необходимой инфраструктуры. Напомним, для развития навигации на СМП руководство страны в 2018 году наделило «Росатом» полномочиями инфраструктурного оператора Северного морского пути

Напомним, для развития навигации на СМП руководство страны в 2018 году наделило «Росатом» полномочиями инфраструктурного оператора Северного морского пути.

Также правительство реализует программу по обновлению ледокольного флота: в 2020 и 2021 годах его пополнили два универсальных атомных ледокола проекта 22220 (головной ледокол «Арктика» и первый серийный ледокол «Сибирь»). Эти атомные ледоколы предназначены для самостоятельной проводки крупнотоннажных судов и круглогодичного лидирования караванов в западном районе Арктики.

  • Ледокол «Арктика»
  • globallookpress.com

Помимо этого, проходят модернизацию ранее построенные ледоколы. Всего в состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят два атомных ледокола проекта 22220, два атомных ледокола проекта 10520, два атомных ледокола типа «Таймыр» и «Вайгач». Их дополняет атомный контейнеровоз «Севморпуть».

Кроме того, «Росатомфлот» оперирует тремя судами технологического обслуживания и судном-контейнеровозом «Россита». В его ведении находятся также суда портового флота, предназначенные для обслуживания акватории порта Сабетта: буксиры ледового класса «Пур» и «Тамбей», ледокольные буксиры «Юрибей» и «Надым», а также портовый ледокол «Обь».

В 2021 году была завершена реконструкция двух причалов в порту Певек — самом северном в России. В нём же расположена в данный момент и российская плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов», которая была введена в эксплуатацию в 2020 году. Станция предназначена для круглогодичного электроснабжения удалённых районов Арктики и Дальнего Востока. Это единственная станция подобного рода в мире.

Помимо этого, в 2021 году были завершены дноуглубительные работы на терминале «Утренний» в порту Сабетта.

  • Станция «Академик Ломоносов»

Проводятся мероприятия и по укреплению обороны Арктического региона. Так, в 2021 году Минобороны России завершило строительство на арктическом острове Земля Александры (Архангельская область) взлётно-посадочной полосы, которая может принимать все типы самолётов, в том числе стратегические бомбардировщики.

Кроме того, завершается строительство аэродрома «Темп» на архипелаге Новосибирские острова. Параллельно в интересах Третьей дивизии ПВО возводится военный городок в якутском посёлке Тикси.

Ранее было завершено возведение военной базы Арктический Трилистник, которая расположена на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Тикси

Держим курс к северу Якутии, в порт Тикси, расположенный на побережье моря Лаптевых. Порт специализируется на продовольственных, строительных грузах, лесной продукции, угле, нефтепродуктах. Площадь его складов – около 55 тыс. кв. м, емкость резервуаров – 38 тыс. тонн. В Тикси работают 9 портальных, 6 плавучих, 4 гусеничных, один мостовой контейнерный и десятки автомобильных кранов, 30 автопогрузчиков, бульдозеры, тракторы, ролл-трейлеры, 50 грузовиков, другая техника.

Несмотря на короткую навигацию, которая длится меньше трех месяцев – с середины июля до начала октября, – у порта Тикси с учетом четырех морских терминалов в устьях рек Колымы, Лены и Яны весьма солидные показатели по грузообороту: в 2018 году – 302,8 тыс. тонн, предварительные данные по 2019 году – около 400 тыс. тонн.

Порт Тикси рассматривается как базовый пункт управления инфраструктурой восточной части СМП. Поэтому встал вопрос о его глобальной модернизации. Она будет включать дноуглубительные работы, восстановление портовой инфраструктуры, приобретение собственного портового флота и т.д.

Трасса и порты СМП

Когда говорят об Северном морском пути, то могут иметь в виду Большой СМП в широком смысле — от Западной и Северной Европы по арктическим морям до Восточной Азии (Китая, Японии и т. д.), либо СМП в узком смысле — от Мурманска до Берингова пролива.

Основные порты собственно СМП:

  • Мурманск — незамерзающий
  • Архангельск
  • Нарьян-Мар
  • Варандей
  • Сабетта
  • Дудинка
  • Игарка
  • Диксон
  • Хатанга
  • Тикси
  • Певек

Порт Дудинка является границей между Западным (от Дудинки до Мурманска) и Восточного (от Дудинки до Чукотки) секторами Арктики и участками Северном Морского Пути.

Основные порты российского Дальнего востока, располагающиеся вблизи транзитного маршрута по Большому СМП (не учитываются порты Татарского пролива и северо-востока Охотского моря):

  • Анадырь
  • Петропавловск-Камчатский — незамерзающий
  • Пригородное — терминал по отгрузке сжиженного природного газа
  • Корсаков — присоединён к Сахалинскому региону Дальневосточной железной дороги.
  • Ольга
  • Восточный — незамерзающий, присоединён к общероссийской сети железных дорог
  • Находка — незамерзающий, присоединён к общероссийской сети железных дорог
  • Владивосток — незамерзающий, присоединён к общероссийской сети железных дорог
  • Зарубино — незамерзающий, присоединён к общероссийской сети железных дорог
  • Посьет — незамерзающий, присоединён к общероссийской сети железных дорог

Проблемы реализации Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС)

Несмотря на прошедшие 8 лет после вступления в силу КТМС в России, выполнение её медицинских аспектов ещё тормозится. Не ведётся учёт всех пациентов и несчастных случаев. Ни в одном медицинском документе не отражается характер морской работы пациента, не учитывается заболеваемость, травматизм, инвалидность, смертность, то есть то, что требуют международные конвенционные обязательства. Отсутствие системного анализа в предупреждении травм работников промышленных объектов всё же приводит к повторению однотипных ситуаций.

Новые технологии позволяют развиваться и двигаться вперёд, но почему же до настоящего времени на законодательном уровне требования Конвенции МОТ 2006 в области медицинского обслуживания на борту и на берегу, а также охраны здоровья плавсостава не реализованы?

Первоочередные вопросы исполнения норм КТМС:

  • Определение порядка медицинского освидетельствования моряков и требований к медицинскому свидетельству о состоянии здоровья.
  • Составление перечня медицинских организаций и врачей, уполномоченных осуществлять медицинское освидетельствование моряков.
  • Возможность оказания медицинской помощи пострадавшим на судне с полным техническим оснащением. 
  • Определение и приведение к международным нормам состава судовой аптечки.

Для реализации требований КТМС в части медицинского освидетельствования моряков в первую очередь необходимо создание реестра медицинских учреждений и утверждение формы медицинского свидетельства о состоянии здоровья моряка по международным нормам. На данный момент единственный нормативный правовой акт, принятый в России во исполнение требований, — Постановление Правительства № 742 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих работе на морских судах, судах внутреннего плавания, а также на судах смешанного (река — море) плавания». 

В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации необходимо решить ряд организационных проблем для облегчения оказания медицинской помощи на трассе СМП, в том числе вопросы автономного плавания судов, отличий в законодательстве субъектов Российской Федерации, особых условий труда моряков, высокого риска травматизма на борту судна с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, удалённости от береговых медицинских организаций, отсутствия возможности транспортировки в короткие сроки пострадавших на материк, неразвитой транспортной инфраструктуры побережья, которая усложняет эвакуацию пострадавших.

Северный путь в наши дни

Нельзя не отметить, что в начале XXI века Северный путь стал очень привлекательным для многих компаний, которые перевозят морские грузы. Раньше основной транспортной артерией, по которой доставлялись грузы из европейских регионов на Дальний Восток, являлся маршрут через Суэцкий канал. За год через него проходило около восемнадцати тысяч судов. В то же время количество судов, следовавших арктическим путем, исчислялось лишь десятками.

Но в последнее время ситуация вокруг Северного пути стремительно начала меняться

Положительным фактором, привлекающим внимание к СМП, является глобальное потепление. За последние три с половиной десятка лет площадь льдов в Арктике сократилась почти вдвое

Вследствие этого существенно увеличился срок навигации в северных морях. Если раньше навигация продолжалась с июля по сентябрь, то сегодня — с июня по ноябрь.

Кроме того, следует учитывать еще несколько факторов, которые способны в ближайшие годы привлечь к этой магистрали внимание иностранных компаний:

  1. В среднем через Суэцкий канал время доставки грузов составляет сорок восемь дней, а путь через арктические моря занимает тридцать пять дней. Следовательно, ощутимо сокращаются сроки доставки, экономится топливо, и сокращаются транспортные издержки.
  2. Отсутствуют очереди и плата за проход судов (в отличие от Суэцкого канала), имеется только ледокольный сбор.
  3. Отсутствие противоправных действий. Сомалийские и другие пираты у берегов Африки совершают нападения на суда.
  4. Нет ограничений на размер судов и тоннаж. (Суэцкий канал допускает продвижение судов не более 20,1 м).

Северный морской путь

Современная Арктическая Россия относится к стратегическим районам страны с колоссальным природно-ресурсным потенциалом, включающим минерально-сырьевые, топливно-энергетические, лесные и биологические ресурсы. Морской транспорт в Заполярье является практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза техники и технологического оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, необходимых для функционирования территориально-производственных комплексов, расположенных в прибрежной зоне арктических морей, и жизнеобеспечения проживающих в этой зоне людей. Создание трансарктического морского хода, накрепко связанного речными путями с глубинными территориями материка, стало осуществлением самого успешного национального проекта России в ХХ веке. Это неоспоримо.

К Северному морскому пути в транспортном отношении тяготеют крупные экономические районы Крайнего Севера страны, занимающие территорию в 11 млн кв. км (2 / 3 территории России) с численностью постоянного населения около 10,7 млн человек (при плотности населения 97 человек на 100 кв. км). Особое значение СМП как транспортная магистраль имеет для обеспечения жизнедеятельности Арктической зоны России площадью четыре миллиона квадратных километров и населением свыше одного миллиона человек. Северный морской путь стал главной жизненной артерией Арктической России, частью ее экономики, истории, культуры и быта. Он и сегодня является важнейшей национальной транспортной магистралью, связующим звеном между европейской и азиатской частями России. В то же время Севморпуть не потерял значения как альтернативный и кратчайший водный путь между Европой и севером Азиатско-Тихоокеан ского региона с северо-западным побережьем США и Канады.

Преимущества Северного морского пути – в сокращении расстояний морских перевозок на две – три тысячи миль по сравнению с расстоянием из портов Балтии через Суэцкий канал. При этом отпадают транспортные затраты, связанные с транзитом грузов через иностранные государства, с проходом судов через Суэцкий канал и затраты на обслуживание транспортов в иностранных портах.
Северный морской путь сокращает расстояние перевозки грузов от Мурманска
до Владивостока по сравнению с путем через южные моря в два раза, а экономия времени в пути (для контейнеровозов) по линии Гамбург – Иокогама составляет десять суток и Печенга – Иокогама – двенадцать суток

Важность Северного морского пути для России продолжает сохраняться в силу геоэкономических, геополитических, политических и экономических причин. Они связаны с обеспечением снабжения северных территорий страны, с необходимостью осуществления перевозок при освоении и эксплуатации углево- дородных месторождений в прибрежных районах и на арктическом шельфе, а также с ролью Севморпути как связующего звена между континентами

Глобализация мировой экономики прогнозирует и стимулирует создание нового межконтинентального транспортного маршрута между Европой и Азией.

Современная политика государства в области развития арктического судоходства исходит из того, что Северный морской путь является исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией в Арктической России, которая в долгосрочной перспективе определяется в качестве мощной минерально-сырьевой базы страны.

Изменилось ли что-то сегодня?

Статистика говорит — что да. Так, Институт океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук сообщил, что в сезоне 2011–2013 шапка полярных льдов в летние месяцы имела площадь на треть меньше, чем десять лет назад2. Эти изменения отчетливо заметны и на сравнительных картах ледяного покрова и его толщины за последние несколько лет3.

Кил Холмен — директор Норвежского Полярного Института (НПИ) после проведения буровых исследований в Арктике в 2012 сообщил: «Это — большее изменение, чем мы могли даже вообразить 20 или даже 10 лет назад. Происходящее застало нас врасплох, и мы должны адаптировать наше понимание системы, привести в порядок научный подход и приспособить наши ощущения к меняющейся окружающей среде»4.

Предсказать точные сроки и масштабы освобождения северных морей ото льда достаточно проблематично — это не прогноз погоды на одну неделю — тем не менее, сама тенденция очевидна. К 2020 году, по прогнозам министерства обороны США, пролив Беринга будет свободен ото льда 160 дней в году (плюс по 35–45 дней промежуточных периодов весной и осенью). К 2080 году по данным норвежских ученых в Арктике не останется льда вообще.

Игарка и Диксон

Отступим от принятого нами правила и «зайдем» одновременно в два арктических порта, расположенных на севере Красноярского края. У обоих этих портов – столетняя история и схожая судьба. Их расцвет пришелся на советский период, а вот в 1990-е годы оба они пришли в упадок: сказались и экономические проблемы того времени, и массовый отток людей с севера.

Только сейчас начинается возрождение этих портов. В Игарке порт «ожил» с началом освоения нефтегазовых месторождений Ванкорской группы. А порт Диксон в 2019 году после многолетнего перерыва был открыт для иностранных судов. Это решение напрямую связано с планами по увеличению грузоперевозок по Севморпути. В Диксоне построят терминал для перевалки нефти и угля – там будет идти перегрузка на морские суда полезных ископаемых с ближайших месторождений. В свою очередь эти планы поспособствуют возрождению и самого поселка Диксон, в котором сейчас живут чуть больше 300 человек.

Певек

История порта Певек, распложенного на Чукотке, насчитывает 65 лет. Грузооборот его составляет более 300 тыс. тонн в год. Через Певек проходит более четверти объема всех поставок на Чукотку. Через порт, кроме того, завозятся генеральные грузы для компаний, работающих в Чаун-Билибинском промышленном узле. Здесь находятся крупнейшие в России месторождения золота (общие запасы – более 950 тонн), серебра (7 тыс. тонн), олова (508 тыс. тонн) и меди (27 млн тонн). Так что работой порт Певек обеспечен на много лет вперед.

Ожидается, что грузооборот морского порта Певек вырастет до 2 млн тонн к 2026 году. Это связано с предстоящим освоением Баимской рудной зоны и увеличением добычи уже действующими недропользователями. Поэтому сейчас в порту идет реконструкция: расширяются складские территории, обновляется береговая инфраструктура.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий