Стимул или самосаботаж: стоит ли говорить о своих целях с другими людьми

Если окружающий мир воспринимается опасным, большинство нейтральных фактов человек расценивает как угрожающие

Олег никого подставлять не собирался и говорил спокойно. Но Вадим не мог судить адекватно: он уже спрогнозировал ситуацию, в которой Олег пытается его подставить. Сам Вадим и воспроизвел прогноз в реальности.

Прогноз оправдался и подкрепил модель мира Вадима: он и дальше будет прогнозировать так же негативно. Вот и получается: мир изначально агрессивен – прогнозирую негативно – получаю проблемы – подкрепляю модель агрессивного мира.

При постановке цели модель агрессивного мира становится границей, за которую нельзя выйти. Вы ставите цель и заранее прогнозируете негативный результат

Проблема собственного намерения

Базовая экзистенциальная позиция – первое, что меняет наше намерение и тормозит определение цели. Второе и большее зло – среда, в которой растет ребенок, а именно взрослые: родители, друзья семьи, воспитатели и учителя.

«Зачем тебе это?! Тебе это не нужно, брось!»

«Хочешь в хоре петь? Мальчики в хоре не поют! Пойдешь на карате!»

«Чего ты сидишь с книжкой? Смотри, какая погода хорошая, все гуляют. И ты иди погуляй».

«Ты хочешь быть юристом? Пойдешь на стоматолога! Почему? Потому что я так ска
зал(а)!»

Дети делают что-то, только потому что хотят это делать.
Когда желания детей не нравятся взрослым, они шлифуют чадо напильником, иногда добавляя молотком, иногда – кувалдой.

Вырастает человек, у которого отбили умение и смелость чего-то хотеть. Он впитал с ложкой утренней овсянки, что хотеть можно только то, что социально приемлемо, что попадает под «фильтр» других людей (укладывается в их границы мышления).

Я подхожу к вопросу поиска целей с разных сторон: личной и рабочей. В этой статье мы обсудим границы мышления, личные цели и их смысл.

В конце статьи – задания. Они помогут выбрать из ежедневных дел те, которые ведут вас к цели.

Границы мышления

Первое, что мешает в постановке цели, – базовая экзистенциальная позиция. То есть то, как человек ощущает окружающий мир: воспринимает его благоприятным или враждебным.

По гипотезе американского психолога Тимоти Лири, отношение к миру формируется с рождения до момента, когда ребенок начинает активно передвигаться. Если беременность и роды проходили нормально, человек приходит в мир в балансе психических ресурсов: положительных и отрицательных. Он как белый лист.

Взаимодействуя с окружающим миром, в первую очередь с родителями и предметами, маленький человек получает первые опыты. Они фундаментально впечатываются в память. Негативный опыт ставит на белом листе черную кляксу. Даже если опыт заслуженный.

Например, родитель ударил ребенка, который разбил дорогую вазу. С точки зрения взрослого, это оправданно: набедокурил – наказали. Для психики ребенка нет разницы. Событие отпечатывается в памяти как негативный опыт.

Скорее всего, отрицательные опыты есть у всех людей. Но если они выходят за нормы, которые психика готова компенсировать, окружающий мир начинает восприниматься как агрессивная среда.

С этого момента включается механизм, который я называю механизмом самосбывающихся пророчеств: человек получает то, что прогнозирует.

Человек прогнозирует будущее на всех уровнях психики постоянно. Действует на опережение и реагирует на то, что еще не произошло.

У сотрудников отдела Вадима и Олега конфликт. Предстоит совещание с руководителем. Вадим боится, что Олег выставит его в невыгодном свете, и заранее проигрывает в голове возможные варианты защиты. На совещании Вадим агрессивно реагирует на каждую фразу Олега, даже приветствие. Начинается перебранка.

Что дает мотивацию довести дело до конца

Натали продолжает: «Когда мы публично делимся своими целями, а другие наслаждаются нашими идеями, поощряя нас превосходить свой потенциал, мы стимулируем выброс дофамина. Этот гормон высвобождается из гипоталамуса и связан с вознаграждением, удовольствием и мотивацией. Поскольку мы постоянно делимся своими целями с другими и получаем положительные отзывы, мы увеличиваем их количество. Таким образом, мы становимся менее склонны предпринимать действия, необходимые для достижения наших целей. Постоянный выброс дофамина заставляет нас чувствовать себя настолько хорошо, что мы испытываем преждевременное чувство достижения».

Другими словами, наш мозг обманывает нас, заставляя думать, что мы добились успеха еще до того, как начали.

Само-саботажное поведение

Люди из всех слоев общества саботируют себя, позволяя негативным мыслям выйти из-под контроля, и это лишь верхушка пресловутого айсберга. Перфекционизм и синдром самозванца – тоже формы саботажа. Определить синдром самозванца поможет тест. Коварная и повсеместная форма саботажа – это бездумные отвлечения, мешающие достижению цели. Некоторые бессмысленные отвлекающие факторы включают просмотр телевизора, серфинг в Интернете, просмотр социальных сетей, одержимость видеоиграми и покупки в Интернете. Самосаботаж коренится в контрпродуктивном мышлении, включая:

  • негатив;
  • дезорганизацию;
  • нерешительность;
  • негативный диалог с самим собой.

Помимо контрпродуктивного мышления, мы практикуем контрпродуктивное или деструктивное поведение. Некоторые общие модели поведения включают переедание, чрезмерное употребление алкоголя или наркомании, порнографии, курение, азартные игры, членовредительство, и перерасхода средств. Избегание поведения заставляет нас застревать в негативных и саморазрушительных циклах. Распространенные способы избегания включают прокрастинацию, хроническое опоздание, отказ, когда дела идут плохо, и отсутствие напористости.

Рациональные страхи необходимы для безопасности и сохранения жизни. Однако, когда страхи становятся несбалансированными, они мешают нам продвигаться в карьере и личной жизни. Некоторые общие необоснованные страхи включают боязнь обязательств, неизвестности, перемен, неудач и потери контроля.

Компетентность

Вы видели когда-нибудь ребенка, который только учится ходить? Что при этом бросается в глаза первым делом? Малыши падают — и падают часто. И мы не задаемся вопросом, почему так происходит. Это очевидно — потому что они учатся. Но почему они не сердятся? Поднимаясь, чтобы сделать новую попытку, они улыбаются, а вовсе не плачут. Ответ очень прост: они получают удовольствие от того, что растут, учатся и совершенствуют свои умения. Наша третья психологическая потребность — это компетентность.

Компетентность — это наша ежедневная потребность чувствовать себя в состоянии справиться с повседневными сложностями и задачами. Это навык, который мы демонстрируем каждый день и укрепляем тем самым наше чувство роста и процветания.

Каждый, кто хоть раз общался с ребенком двух-трех лет, был атакован бесчисленным количеством «почему?». Почему малыши постоянно задают именно этот вопрос? Потому что им нравится расти и учиться. Мы поощряем приобретение новых знаний, создаем системы обучения — такие, как школы. Но, загоняя ребенка в рамки системы, мы одновременно создаем стресс: нужно зарабатывать хорошие отметки, быть лучшим в классе, участвовать в клубах и кружках, которые дадут дополнительные очки при поступлении в колледж. Мы оцениваем приобретенные ребенком знания, вознаграждая его за отличные показатели «пряником» из золотых звезд, общественной похвалы и премии «студент месяца». Вы задумывались когда-нибудь о том, что происходит с 99,9% детей, которые не получают вознаграждений?

Некоторые системы школьного образования уже обнаружили тщетность подобных программ стимулирования, настроенных на то, чтобы наградить только нескольких лучших и разочаровать всех остальных. Сейчас популярна тенденция «Трофей получают все!». Однако и это решение не обеспечивает эффективного обучения и обратной связи, в которых дети нуждаются для удовлетворения потребности в компетентности.

Мотивация детей к учебе не работает по той же причине, что и мотивация взрослых к работе: они уже мотивированы. У детей есть естественная психологическая потребность учиться и расти. Попытки подкупа пряником или угроза кнута лишь отталкивают их от естественной тяги к обучению. Мы спрашиваем себя, что произошло с тем ощущением чудесного, что живет в каждом ребенке, когда смотрим на него спустя несколько лет учебы в школе. Дети, которые когда-то уступили неэффективным методам мотивации, теперь потребляют на рабочих местах нездоровую мотивационную пищу, «состряпанную» из тщательно продуманных вознаграждений и программ стимулирования.

Вы не можете просто взять и «наложить» на человека рост и обучение. Но вы можете продвинуть идею такой среды обучения, которая не будет подрывать в людях чувство компетентности. Какой сигнал посылается сотрудникам, если обучение — это первое, на чем компания экономит средства в нестабильное время? Что говорит о нашей вере в чужие возможности тот факт, что дополнительное образование предоставляется в первую очередь топ-менеджерам и руководителям высшего звена? Ирония состоит в том, что компании вытаскивают их из офисов на мультитренинги, тем самым лишая их привычного окружения и возможности на деле усовершенствовать свои навыки лидерства. Еще реже такие компании склонны обеспечить обучение рядовых сотрудников, дать им шанс выделиться. Такое положение вещей ненормально. У людей должно быть ощущение компетентности на месте, где они проводят большую часть времени. Если они не чувствуют себя компетентными на работе, эта ущербность распространится на все области их жизни.

В конце каждого дня не спрашивайте себя: «Чего я достиг сегодня?» Спрашивайте: «Чему я сегодня научился? Как я вырос?»

Личные:

1. Цель возникает как результат свободного сознательного выбора.

2. Цель созвучна собственному Я.

3. В основе цели – мотивация К и любовь к себе (в отличие от концепции собственной недостаточности).

4. Цель не связана с ожиданиями окружающих или даже им противречит.

5. Цель вдохновляет и даёт энергию на её реализацию.

6. Достижение даже промежуточных результатов приносит чувство длительного удовлетворения.

И главное – настоящая, истинная личная цель даёт ощущение внутренней свободы, в отличие от внутреннего ощущения насилия («заставлять себя», «применять силу воли» и т.п.).

Бывало ли у вас такое, что вы долгое время стараетесь добиться чего-то, а когда достигаете, чувствуете разочарование? Либо радость от достижения цели длится очень недолго? Это первые признаки того, что вы по жизни слишком много усилий тратите на цели, которые на самом деле не ваши
.

Эти цели навязаны вам. Обществом, родителями, телевизором – другими людьми. Наблюдая за жизнью некоторых друзей моего детства, я вижу наглядные примеры таких навязанных целей, и как они высасывают энергию из человека. Вместо того чтобы наоборот – заряжать энергией, ведь именно это делают ваши истинные цели. Заряжают, воодушевляют вас!

Например, многие молодые люди под давлением родителей и общества стараются поскорее выйти замуж/жениться. Это хорошее дело, но только если стремление к этому продиктовано не ожиданиями других людей, а вашими собственными желаниями
. И что же получается, родители часто «промывают мозги» на тему, что пора бы уже семью завести, детей. И человек соглашается, и вступает в брак. Как думаете, долго ли продлится такой брак? Много ли удовольствия он принесет обоим супругам?

Или другой пример, особенно актуальный для мальчиков. Машина. Считается, что к 18 годам парень должен обязательно обзавестись своей машиной. Что ему это необходимо для успеха у девочек, что это круто и так далее. Конечно да, но если парень сам хочет машину. На практике часто получается так, что машина покупается в кредит, который выплачивается несколько лет, а парень так до конца и не понимает, зачем он купил себе эту машину. Я такие примеры видел и не один раз.

Повторюсь, нет ничего плохого в том, чтобы создать семью или купить себе машину. Но в том случае, если эти желания ваши, а не навязанные кем-то
. Если достигая эти цели, вы делаете то, что сами хотите и наполняетесь энергией, а не стараетесь кому-то угодить.

Почему мы должны взять именно Вас?

В данном случае Ваш ответ во многом будет схож с рассказом о себе. Цель такая же — дать понять рекрутеру, что Вы лучше других подходите для закрытия вакансии, что Ваши компетенции релевантны требованиям работодателя и принесут пользу компании.

Обратите внимание: при ответе на данный вопрос категорически нельзя говорить что-то негативное о компании или принижать других кандидатов: «Вы неправильно продвигаете проект, я смогу сделать все как надо», «Лучше меня Вы никого не найдете», «Я гораздо умнее, чем все мои коллеги». Что же можно и нужно говорить:

Что же можно и нужно говорить:

  • что у Вас есть опыт работы в определенной сфере или в определенных условиях, что позволит Вам справиться со своими обязанностями на новом месте;
  • что на прошлых местах работы Вы добились конкретных результатов и можете такую же пользу принести и здесь;
  • что Вы в полной мере обладаете теми навыками, которые требуются для работы в компании (тут нужно будет привести примеры навыков и тех задач, которые они позволят решить).

Не разрушайте энергетическую связь

Не хвалитесь планами, деньгами, успехом. В лучшем случае вас не поймут, а все ваши порывы и стремления обесценят. В худшем случае начнут завидовать. Зависть – очень сильная негативная эмоция разрушительного плана, которая может энергетически повлиять на вас, и даже вызвать сглаз.

Не рассказывайте никому о своих глобальных планах. Ведь при постановке наших целей образуется некая связь с центром изобилия Вселенной. Поначалу эта связь слаба, как ниточка. И посторонние, которых вы вводите в такую систему, подключаются к ее энергетике и разрушают связь. Чем больше вы работаете над продвижением к цели, тем крепче становится эта связующая нить, и ее уже не так просто разорвать. Но в самом начале пути храните молчание и идите вперед.

Почувствуй эмоцию

Цель упражнения: Восстановить контроль над обстоятельствами, когда ты испытываешь сильные негативные чувства

Время: 10 минут

Инструкция: Подумай об эмоциях, которые тебя беспокоят. Сделай несколько глубоких вдохов и устройся поудобней в кресле. Затем, представь, что ты аккуратно достаешь из своего тела негативную эмоцию и кладешь перед собой на стол. Теперь, внимательно изучи эту эмоцию, ответив на пять вопросов: Как эмоция выглядит? Какова эта эмоция на ощупь? Как эта эмоция звучит? Есть ли у нее запах? И есть ли у нее вкус? Внимательно исследовав эмоцию, представь, что ты берешь ее обеими руками. Представь, что ты можешь изменить ее размер, форму, вес, цвет и так далее, словно кусочек пластилина. Сделай эмоцию меньше. Сожми ее до размеров небольшой горошины. Это все еще та же эмоция, но теперь она стала совсем маленькой. Представь, что кладешь эту горошину в карман, кошелек или сумочку. Теперь, ты можешь носить ее с собой, как напоминание, что ты можешь взять любую негативную эмоцию и превратить в небольшую и незаметную.

Я подхожу к вопросу поиска целей с разных сторон: личной и рабочей. В этой статье мы обсудим границы мышления, личные цели и их смысл.

В конце статьи – задания. Они помогут выбрать из ежедневных дел те, которые ведут вас к цели.

Границы мышления

Первое, что мешает в постановке цели, – базовая экзистенциальная позиция.
То есть то, как человек ощущает окружающий мир: воспринимает его благоприятным или враждебным.

По гипотезе американского психолога Тимоти Лири, отношение к миру формируется с рождения до момента, когда ребенок начинает активно передвигаться. Если беременность и роды проходили нормально, человек приходит в мир в балансе психических ресурсов: положительных и отрицательных. Он как белый лист.

Взаимодействуя с окружающим миром, в первую очередь с родителями и предметами, маленький человек получает первые опыты. Они фундаментально впечатываются в память. Негативный опыт ставит на белом листе черную кляксу. Даже если опыт заслуженный.

Например, родитель ударил ребенка, который разбил дорогую вазу. С точки зрения взрослого, это оправданно: набедокурил – наказали. Для психики ребенка нет разницы. Событие отпечатывается в памяти как негативный опыт.

Скорее всего, отрицательные опыты есть у всех людей. Но если они выходят за нормы, которые психика готова компенсировать, окружающий мир начинает восприниматься как агрессивная среда.

С этого момента включается механизм, который я называю механизмом самосбывающихся пророчеств:
человек получает то, что прогнозирует.

Человек прогнозирует будущее на всех уровнях психики постоянно. Действует на опережение и реагирует на то, что еще не произошло.

У сотрудников отдела Вадима и Олега конфликт. Предстоит совещание с руководителем. Вадим боится, что Олег выставит его в невыгодном свете, и заранее проигрывает в голове возможные варианты защиты. На совещании Вадим агрессивно реагирует на каждую фразу Олега, даже приветствие. Начинается перебранка.

Что такое Самосаботаж

Самосаботаж (self-sabotage) — это бессознательное стремление удержать себя в рамках иллюзорного комфорта, подсознательный защитный паттерн, который блокирует любую деятельность, которая сопровождается повышенной важностью, ответственностью и стресом. Саботаж (фр

sabotage от saboter — стучать башмаком) — преднамеренное расстройство или срыв работы при соблюдении видимости выполнения её, скрытое противодействие исполнению, осуществлению чего-либо. Самая распространенная этимология слова проистекает из французкой морфемы «sabot» — деревянный башмак, которым можно было заблокировать работу ткацких станков

Саботаж (фр. sabotage от saboter — стучать башмаком) — преднамеренное расстройство или срыв работы при соблюдении видимости выполнения её, скрытое противодействие исполнению, осуществлению чего-либо. Самая распространенная этимология слова проистекает из французкой морфемы «sabot» — деревянный башмак, которым можно было заблокировать работу ткацких станков.

Когда вы громко обозначаете цель, акцентируя внимания о принятии большой ответственности, подсознания сразу включает самосаботаж, чтобы притормозить коней. Это своего рода инстинкт самосохранения, попытка избрежать стресса.

Есть замечательное изречение: «Work hard in silence , let your success be your noise» (Работайте в тишине, и пусть успех станет Вашим шумом).

Здесь стоит упомянуть лекцию Дерека Сиверса «Держите свои планы при себе». Рассказывая кому-то о своих планах, вы делаете их менее достижимыми. Психологи называют это — социальной реальностью, сознание попадает как бы в ловушку ощущения, что дело уже сделано.

https://youtube.com/watch?v=Bd0RfItf1i8

Сознание путает разговоры с делами, поэтому если вы хотите с кем-то поделиться о своих целях, то делайте это, например, так: «Я очень хочу пробежать этот марафон и поэтому мне нужно тренироваться пять дней в нелелю, так что пинайте меня, если я буду отлынивать» — т.е. составляйте утверждение так, чтобы они вам не приносили удовольствие.

Почему мы можем терять мотивацию

Популярное исследование, проведенное психологом Питером Голлвитцером в 2009 году, показало, что публичное сообщение о своей цели снижает вероятность того, что вы будете ее добиваться. Голльвитцер доказал, что когда мы объявляем об этом кому-то, особенно если это связано с нашей личностью (похудеть, пробежать марафон или написать книгу), мы чувствуем себя лучше, сильнее, потому что часто получаем положительные отзывы от друзей, семьи или коллег только за то, что поставили цель.

Натали Харди, специалист по целостному психическому здоровью и основатель NH Neuro Training, объясняет: «Когда мы получаем общественное признание и первые похвалы, нам кажется, что мы уже достигли желаемого. В результате мы с меньшей вероятностью выполним работу, необходимую для выполнения задания».

Мы мешаем своему успеху, когда боимся сделать шаг вперед

По словам Галлахер, иногда причина такого поведение кроется в самозащите. «В первую очередь, самосаботаж проявляется в решениях, которые человек принимает в попытке защитить себя от внутренних переживаний, — говорит она. — В конечном счете это искажает его восприятие мира и заставляет чувствовать себя менее эффективно».

Джазмен и предприниматель Маркус Джонсон утверждает, что отчасти деструктивное поведения возникает из-за того, что люди не умеют управлять успехом. По его словам, мысль о том, что мы движемся дальше, может изменить наше отношение к самим себе и близким людям.

Организационный психолог Кэти Каселли, основатель и руководитель компании Building Giants, утверждает, что деструктивным действиям также способствует синдром самозванца. Мы боимся, что не способны делать то, что хотим, и опасаемся, что другие посчитают нас недостаточно квалифицированными. «Я общаюсь со множеством людей, которых останавливает страх, — рассказывает она. — Если бы они смогли преодолеть это препятствие, то дальнейшие шаги стали бы намного проще».

Множество целей

Мир то и дело намекает, что нужно гнаться за каким-то набором достижений. У каждого человека будет свой набор намёков, например:

  • в детстве кому-то говорят родители: «нужно получить перспективную профессию и устроиться в надёжную компанию»;
  • потом в начале карьеры слышится такая мантра: «если в 27 ты ещё не руководитель, с тобой что-то не так»;
  • в какой-то момент в соцсетях пошла волна предпринимательства: «Хватит работать на дядю, открой свой бизнес»;
  • а по другому каналу говорят, что работа ерунда, нужно познавать себя и заниматься йогой;
  • но тут же инфобизнес намекает, что цель в жизни — это апартаменты в Москве-сити;
  • а «Кинжал» говорит, что апартаменты ерунда, настоящий кайф — дразнить гусей.

Можно представить, что рядом с человеком появляется какая-то новая модная мысль и она захватывает информационное поле вокруг человека. Человек, ведомый этим полем, начинает ощущать эту мысль как собственную, будто она заражает его ум.

Что мешает концентрации и мотивации

Контроль психологического состояния, концентрация и замотивированность — это ключ к эффективному мышлению и плодотворной успешной деятельности. Пагубными же факторами являются психологические расстройства, которые, как правило, вызваны черезмерным перенапряжением, т.е. долговременном пребывании в зацикленной концентрации на проблемах, переживаниях, неудачах.

Незавершённые задачи, недоценка и переоценка поставленных целей

Любой вид деятельности, любые поставленные цели — должны иметь размеренное планирование. Нужно помнить об эффекте отложенного действия и стараться каждое дело доводить до успешного завершения.

Успех в данном случае — это любое закрытие задачи, которое отпустит психологическое напряжении и концентрацию. Даже если задача не выполнена так, как предполагалось, но при этом она всё же завершена наилучшим образом в сложившейся ситуации — это уже победа.

Затраченное время и ресурсы окупаются опытом, который не стоит недоэценивать. Сам факт пережитого психологического состояния и анализа допущенных ошибок являются ценным вкладом в успешное будущее.

Что же мешает реализовывать поставленные цели и доводить начатое дело до конца? В статьях по личностному росту и психологии на эту тему часто фигурируют следующие термины: невроз, депрессия, самосаботаж. Что это за психологические состояния, какие у них симптомы и какие есть методы эффективной профилактики/устранения.

Мотивирующие цитаты великих людей

23.

Ум – это все. Вы становитесь тем, о чем думаете. | Будда

24.

Сначала делайте тяжелую работу. Легкая работа сама о себе позаботится. | Дейл Карнеги

25.

Один из важных ключей к успеху – уверенность в себе. Важный ключ к уверенности в себе – подготовка. | Артур Эш

26.

Если вы поставите перед собой абсурдно высокие цели, и это обернется неудачей, ваша неудача будет выше успеха всех остальных. | Джеймс Кэмерон

27.

Разница между обычным и экстраординарным – в этом небольшом лишнем. | Джимми Джонсон

28.

Будь скромным. Будь голодным. И всегда будь самым усердным в комнате. | Дуэйн Джонсон

29.

Главная причина, по которой люди терпят неудачу в жизни, заключается в том, что они слушают своих друзей, семью и соседей. | Наполеон Хилл

30.

Ограничения живут только в нашем сознании. Но если мы используем свое воображение, наши возможности становятся безграничными. | Джейми Паолинетти

31.

Мужество – это сопротивление страху, овладение страхом, а не его отсутствие. | Марк Твен

32.

Стремитесь быть не успешным человеком, а скорее ценным человеком. | Альберт Эйнштейн

33.

Я не знаю секрета успеха, но секрет неудачи – это попытка всем угодить. | Билл Косби

34.

Лучшее время, чтобы посадить дерево, было 20 лет назад. Другое лучшее время – сейчас. | Китайская пословица

35.

Ваше время ограничено, не тратьте его на чужую жизнь. | Стив Джобс

36.

Успешные люди делают то, что неуспешные люди не хотят делать. Не желай, чтобы было легче, желай стать лучше.  | Джим Рон

37.

Если вы не можете делать великие дела, делайте маленькие дела по-великому. | Наполеон Хилл

38.

С новым днем приходит новая сила и новые мысли.  | Элеонора Рузвельт

39.

Жизнь заключается в том, чтобы оказывать влияние, а не получать доход.  | Кевин Круз

40.

Воля к победе, желание добиться успеха, стремление полностью раскрыть свой потенциал… вот ключи, которые откроют дверь к личному совершенству.  | Конфуций

41.

Когда я отпускаю то, кемя я являюсь, я становлюсь тем, кем я могу быть. | Лао-Цзы

42.

Реальная возможность добиться успеха кроется в самом человеке, а не в работе.  | Зиг Зиглар

43.

Посмотрите на воробьев: они не знают, что будут делать в следующий момент. Давайте же буквально жить от мгновения к мгновению. | Махатма Ганди

44.

Не смотрите на часы; делайте то, что они делают. Не останавливайтесь. | Сэм Левенсон

Задайте себе вопрос: Что стоит времени моей жизни?

Ответить сразу тяжело. Начните с малого: каждый день, выполняя какое-то действие, задавайте этот вопрос. Если ответ отрицательный, убирайте все, что того не стоит.

Цели вынужденного характера, «острые палки», обоснованны. Это первый и второй уровни пирамиды Маслоу. Нам нужно обеспечить выживание и защиту своего (детей, компании). Но дальше нужны новые цели.

Массовая культура заставляет ставить утилитарные цели:

новая одежда – цель сезона, новые впечатления – цель отпуска, а отпуск – цель полугодия. Нам нужны и новая одежда, и новые впечатления. Нам нужен более безопасный автомобиль. Но все это средства в работе над главной целью.

Вы можете подумать, что я говорю о предназначении. Я в него не верю. Человек меняется, и то, что было интересно год назад, через год интересно не будет. Не обязательно положить жизнь на что-то одно. Тем более не нужно отшельничать и быть в аскезе. Просто нужно понимать смыслы: зачем мы делаем то, что делаем каждый день, и стоит ли это времени нашей жизни?

Чем опасен самосаботаж?

Очевидный минус этого состояния — невозможность получить то, что хочешь. Многие жертвы самосаботажа сравнивают его с одновременным нажатием на газ и тормоз. Параллельно возникает чувство неудовлетворения, обиды на себя и весь мир. Падает самооценка. Снижается мотивация.

Если состояние затягивается, повышается риск увязнуть в этой трясине навсегда, полностью потеряв веру в себя и желание что-то менять.

Ну а «бонусом» становятся всевозможные зависимости: никотиновая, пищевая, алкогольная и даже наркотическая. Ведь от чувства неудовлетворённости хочется как-то избавиться… И дальше — по наклонной.

Почему мы разрушаем сами себя

Самосаботаж начинается, когда мы испытываем страх по отношению к одной из сторон жизни. Например, боимся увольнения, серьезных отношений или рождения детей. Страх – это та эмоция, которая не подлежит контролю. Доктор Хо говорит: «Некоторым кажется, что они парализованы, застряли и не могут идти вперед. Часто их посещают мысли, что они могут сделать что-то не так, или просто есть боязнь результата своих действий». И тогда человек замирает, отклоняется от своих целей, начинает разрушать себя. Мозг заставляет нас совершать нелогичные поступки, пытаясь оградить от того, чего мы боимся. В некоторых случаях так проявляется застенчивость, но это редкость. Часто возникает непреодолимое желание попробовать экстремальные виды спорта, человек может начать вести беспорядочный образ жизни. Некоторые увлекаются алкоголем или другими психотропными веществами. В крайних случаях разрушение себя заканчивается суицидом.

Найдите поддержку со стороны и развивайте полезные привычки

Галлахер советует начать с самоанализа. «Нужно быть честным с самим собой и принять свои недостатки, чтобы суметь предотвратить это поведение», — утверждает она. Негатив по отношению к себе усугубляет синдром самозванца и еще сильнее мешает достигать цели.

Самосаботаж часто встречается в творческих профессиях и в бизнесе. По словам Джонсона, самые успешные люди, которых он знает, заручаются поддержкой со стороны, чтобы избежать деструктивного поведения. Например, наставники или близкие коллеги, которые понимают ситуацию и помогают взглянуть на нее шире. Также он советует развивать полезные привычки, которые помогут двигаться к желаемым целям.

Определив это поведение, исследуйте чувства, стоящие за ним, и причины, по которым они возникают. Только в таком случае вы сможете найти людей, ресурсы и решения, которые освободят вас из этого болезненного цикла.

Каселли разделяет это мнение. Помощь со стороны помогает преодолеть деструктивное поведение быстрее, чем если делать это в одиночку. «Найдите человека, который посмотрит на вашу проблему со стороны и поможет ее решить. Многие пытаются сделать это самостоятельно и застревают в бесконечной борьбе. Сторонняя помощь ускорит этот процесс», — говорит она.

Почему мы саботируем себя? 5 возможных причин

Никто намеренно не решается на саботаж, несмотря на соблазн шоколадного торта на диете. Почему же тогда мы иногда хронически совершаем такое деструктивное поведение? Исследования показывают следующие возможные причины:

1. Конфликт «подход-избегание».

Динамика подхода начинается с постановки целей, которые высвобождают дофамин. Динамика избегания инициируется избеганием угрозы, включая физические и психологические угрозы или предполагаемые угрозы, такие как изменения. Самосаботаж происходит, когда желание уменьшить угрозы превышает стремление к достижению целей.

2. Моделирование.

Самосаботажное поведение может исходить из детских моделей и паттернов, в том числе от родителей, которым не хватало уверенности в том, чтобы добиться успеха. Родитель, который постоянно предупреждает ребенка о том, чтобы он был осторожен на игровой площадке, может заставить ребенка воспринимать мир как небезопасный и избегать исследований.

3. Отвержение или пренебрежение.

Это может привести к низкой самооценке и другим негативным моментам. Это может вынудить нас саботировать личные отношения, чтобы избежать дальнейшей уязвимости и отказа.

4. Адаптация к неадаптивному поведению.

Мы принимаем поведение, которое изначально считается адаптивным к преодолению трудностей, однако поведение может стать дезадаптивным, если оно продолжается еще долгое время после того, как испытание прошло.

5. Травма.

Ребенок, которого оскорбляет любой человек, особенно доверчивый, может смотреть на мир как на небезопасный и считать себя не заслуживающим хороших поступков в жизни, что ведет к самосаботажу.

Почему мы можем терять мотивацию

Популярное исследование, проведенное психологом Питером Голлвитцером в 2009 году, показало, что публичное сообщение о вашей цели снижает вероятность того, что вы будете работать над ее достижением. Голлвитцер доказал, что, когда мы объявляем кому-то об этом, особенно если это связано с нашей личностью (похудеть, пробежать марафон или написать книгу), мы чувствуем себя лучше, сильнее, потому что часто получаем положительные отзывы от друзей, семьи или коллег только за то, что поставили задачу.

“Платишь и не живешь”: Татьяна Васильева переживает о своем домике в Италии

Нолан заключил неслыханную сделку с Universal на производство нового фильма

60 тысяч – электрик: стоит ли ехать в Ростов-на-Дону за большими зарплатами

Натали Харди, специалист по комплексному психическому здоровью и основатель NH Neuro Training, объясняет: «Когда мы получаем общественное признание и раннюю похвалу, кажется, что мы уже достигли желаемого. Следовательно, мы с меньшей вероятностью проделаем работу, необходимую для реализации задачи».

Не афишируйте свои добрые дела

Когда человек начинает на всех перекрестках трубить о своих добрых делах, у других людей закономерно складывается впечатление, что он делает добро не по зову души, а просто чтобы возвыситься над остальными. Это и есть хвастовство. Сейчас это постоянно встречается в соцсетях. Вообще соцсети для многих стали местом, где можно себя показать с той стороны, которую вам хочется вынести себя любимого на публику.

Другое дело – милосердие, когда вы совершаете добрые дела просто по велению сердца, просто для того, чтобы наш мир стал чуточку лучше. А если другие люди и узнают случайно о ваших добродетелях, то проникнутся уважением.

Какой подход следует использовать

Возможно, вам трудно мотивировать себя без того, чтобы кто-то другой вас подталкивал. Если вы поделитесь своей целью с человеком, на которого равняетесь, это может заставлять вас действовать.

Может быть, вы процветаете, когда у вас есть сообщество, которое вас поддерживает. Отслеживание вашего прогресса через какую-либо сеть поддержки может повысить ваши шансы на успех. Если цель связана с личностью, например стать более здоровым, то вам, вероятно, следует помалкивать.

Фотографирование слайдов презентаций помогает запоминать изученное

Оцените свои способности и возможности: определяем размер зарплаты до интервью

Социальная праздность: что это и почему сотрудники ленятся при работе в группе

Сара советует ставить перед собой небольшие, реалистичные результаты: «Теория предельной прибыли в 1 % показывает огромный совокупный эффект небольших различий в 1 %. Таким образом, ключ к ответственности перед собой и другими заключается в том, чтобы сделать это в отношении 1 % своих целей».

В конце концов, успех заключается в том, чтобы делать небольшие шаги для продвижения к более крупным целям. Если вы чувствуете, что их освещение помогает вам, это отлично. Но если вы замечаете закономерность в распространении информации, а затем в неспособности добиться своего, возможно, пришло время помолчать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий