Родители и карьера: как отношения в семье влияют на поведение работника

«Развести» во времени карьеру и семью

Большинство опрошенных отодвигают материнство на то время, когда работа перестанет быть так важна для них и в их активе уже будут карьерные достижения. «Однако те, кто уже добился определенного должностного роста, начинают ощущать, что лучше бы родили детей раньше, поскольку «выкроить» время для декретного отпуска все сложнее», — говорит Ольга Исупова.

Баланс семьи и работы будет «не одномоментным, а облегченным разновременностью своих составных частей», пишут исследователи. «Но очень трудно выбрать точку на жизненном пути, которая будет наиболее подходящей для деторождения», — уточняет Ольга Исупова.

*Такой выбор объясняется тем, что в этом случае напряжение между семьей и работой особенно наглядно. С одной стороны, на госслужбе заняты женщины с определенными карьерными амбициями. С другой стороны, они придерживаются традиционных ценностей: настроены на семью и материнство.

См. также:

Автор текста:

Соболевская Ольга Вадимовна,

6 марта, 2017 г.

Демография

гендерные исследования

образ жизни

семья

Подпишись на IQ.HSE

Типы семейных отношений

В каждой семье, с ее принципами и взглядами, складывается своя модель взаимоотношений. В ее основу входит воспитание, жизненный опыт, профессиональные особенности. Существующие типы семейных отношений разделяются на диктат, сотрудничество, опеку, невмешательство.

  1. Диктат. Авторитет родителей подавляет, игнорирует интересы детей. Отмечается систематическое унижение взрослыми собственного достоинства младших родственников. Исходя из своего опыта, родители принудительно, в жесткой манере диктуют свои условия жизни, поведения, морали. Любые проявления инициативы, собственного мнения гасятся на корню. Часто эмоциональное насилие над детьми переходит в физическое.
  2. Сотрудничество. Семья, сплоченная общими интересами, взаимовыручкой. Принимаются совместные решения в тех или иных ситуациях. Обговариваются причины возникших конфликтов и пути выхода из них. Родители, дети способны преодолеть собственный эгоизм ради общих целей. Способность идти на компромиссы, преодоление индивидуализма – основы семейных отношений в этой модели.
  3. Опека. Чрезмерная забота родителей делает детей в такой семье инфантильными, безразличными. Взрослые, вкладывая в свое потомство материальные и моральные ценности, ограждают их от повседневных проблем. Дети, вырастая, не умеют строить отношения со сверстниками, коллегами. Не могут самостоятельно действовать, без согласия, поощрения, помощи родителей.
  4. Невмешательство. Независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей. Политика невмешательства во все сферы жизни. Обычно психология семейных отношений в этой модели – пассивное безразличие к мыслям, поступкам, целеустремлениям своих детей. Это происходит от неумения и нежелания взрослых становиться мудрыми родителями.

Астрологические дома

В астрологии существует несколько домов, тесно связанных с родителями. Главный из них — второй дом, который отвечает за финансовые накопления. Соответственно, проблемы внутри семьи приведут к трудностям с деньгами. Как только человек отпустит обиды на близких, положение улучшится. 

Также есть четвёртый дом —  дом мамы, который отвечает не только за отношения с матерью, но и за недвижимость, автомобили и удовлетворённость жизнью. А отсутствие этого ощущения приводит к тому, что женщина не может выстраивать нормальные отношения. 

Другой важный дом — это девятый, дом отца. Он отвечает за удачу и реализацию в обществе. Обиды на мужчину приводят к ощущению потерянности и невезению. Когда есть конфликты с отцом, карьеру строить сложнее. От этого особенно страдают мужчины. Потому что у женщины основная —  лунная, материнская энергия, а вот для мужчины важнее социальная и карьерная реализация — сфера влияния отца. 

Заниматься проработкой обид на маму или папу необходимо. Так что формируем у себя и у своих детей следующие убеждения: во-первых, родителей выбирают; во-вторых, наши родители — лучшее, что может быть и надо быть благодарными, хотя бы за рождение. 

Особенности воспитания в нынешнее время

Современная система домашнего воспитания заключается в том, чтобы дать малышу все блага, доступные материальные вещи. Финансовый ориентир воспитывает алчность, лицемерие, желание угодить там, где это сулит выгоду. Чаще всего, девочки наследуют такое воспитание от матери, мальчики — от отца. Нежелание следовать родительским установкам должно искореняться на уровне подсознания, сторонней помощью. Желание изменить семейные отношения — обоюдное решение двух сторон.

Наличие большого количества воспитательных заведений внушает родителям мысль, что другие люди способны заменить ребенку дом, внимание родителей, их авторитет. Такая же ситуация складывается, когда малыша надолго оставляют няне, бабушке

Важно понимать, что последствия воспитания лягут на плечи родителей

Перемена ролей в семье

Можно ли утверждать, что в семьях, где оба супруга работают, мужчины выполняют работу по дому наравне с женщинами?Проведенные исследования свидетельствуют: мужья могут сходить за покупками, помыть посуду, однако такая работа, как стирка и приготовление пищи, все же воспринимается ими как типично женская. Таким образом, половая принадлежность все же играет свою роль в распределении обязанностей по дому.Исследователи подсчитали: работающие матери в среднем занимаются домашним хозяйством 18 часов в неделю, а воспитанию детей уделяют от 10 до 15 часов в неделю. Отцы занимаются домашним хозяйством в среднем всего 3 часа в неделю, а воспитанию детей уделяют всего 2 часа в неделю.Тем не менее работающие женщины имеют определенные преимущества по сравнению с неработающими. У работающих женщин возрастает уважение к себе, появляется чувство независимости. Если женщине нравится ее работа, если профессия доставляет ей моральное удовлетворение, ребенок наверняка будет гордиться такой матерью. Когда женщина вносит свой вклад в семейный бюджет, ее авторитет в семье резко возрастает, она может с полным правом сказать мужу: «Я ведь тоже работаю, поэтому все обязанности по дому мы будем выполнять вместе». Когда у женщины есть собственный источник дохода, ей не приходится выпрашивать у мужа деньги «на карманные расходы». Таким образом, между мужем и женой возникают качественно новые отношения, свободные от какой-либо финансовой зависимости.Социологические исследования показали: работающие жены пользуются гораздо большим уважением своих мужей. Мужья в свою очередь признаются, что они избавились от психологического напряжения, связанного с необходимостью обеспечивать семью. Многие супружеские пары утверждают: их взаимоотношения значительно улучшились, так как семья не испытывает больше финансовых проблем.Но когда оба супруга работают, им необходимо внести определенные коррективы в распорядок дня семьи. Ваши семейные обеды, возможно, станут проще и скромнее, детям придется есть быстрее, им некогда будет засиживаться за столом. Рацион детей при этом может стать не таким полезным и здоровым, каким был раньше. Некоторые родители жалуются, что во время семейных обедов они чувствуют себя посетителями ресторана, так как в меню катастрофически недостает домашней еды.

Если оба супруга работают, у них остается гораздо меньше времени для сна, так как всю необходимую работу по дому им приходится выполнять поздно вечером. Работающие женщины спят в среднем 6-6,5 часа в день, в то время как неработающие женщины уделяют сну не менее 7,5 часа в день. Недостаток сна вызывает апатию, вялость, женщина может чувствовать себя подавленной, у нее резко снижается производительность труда, появляются агрессия, раздражительность.Если оба супруга работают, у них почти не остается времени, чтобы побыть наедине друг с другом. В такой ситуации им необходимо особенно ценить те немногие часы, которые им удается выкроить для своей семьи. Эти минуты должны приносить всем ее членам радость, чувство единения, духовной близости. Если родители и дети лишены такого рода переживаний, семейные ценности могут утратить для них всю свою значимость.Иногда у работающих матерей возникает чувство вины перед детьми из-за того, что они не могут целиком посвятить себя детям. У тех матерей, чьи дети уже достигли школьного возраста, это чувство проявляется в меньшей степени, но матери дошкольников испытывают его с особенной силой. Очень часто женщинам приходится буквально разрываться между карьерой и семьей. В конце рабочего дня женщина приходит домой очень усталой, она уже не в состоянии уделить время своим детям, поэтому зачастую испытывает чувство вины перед ними. В 1985 году ученые университета штата Мэриленд провели независимые социологические исследования и обнаружили, что в среднестатистической американской семье родители проводят со своими детьми всего лишь 17 часов в неделю.Многие работающие родители утверждают, однако, что они прекрасно ладят со своими детьми и уделяют им ничуть не меньше внимания и заботы. Напротив, говорят они, мы с особенным нетерпением ожидаем выходных, чтобы провести их вместе с детьми, и каждый день, проведенный вместе, становится для нашей семьи незабываемым семейным праздником.Жизненная реальность такова, что работающие родители проводят со своими детьми мало времени, поэтому-те немногие часы, которые им выпадают, приобретают для них особое значение.

Классификация стилей воспитания в психологии

Система воспитательных приемов — это неосознанный набор методов. Осознание включает:

  • понимание целей воспитания;
  • выбор приемов;
  • постановку задач;
  • анализ методов, учет опыта.

Существует 5 основных типов воспитательного воздействия:

  1. Опека. Все потребности малыша обеспечивают родители, лишая его самого инициативы, возможности проявить заботу о себе. Результатом такого воспитания оказывается полная неприспособленность человека к жизни. Самостоятельность ребенка блокируется.
  2. Диктатура. Признаки диктата — принуждение, игнорирование интересов ребенка, физическое или моральное издевательство при попытке проявить сопротивление.
  3. Невмешательство или либерализм. Одна сторона вопроса — учет интересов взрослых и детей, с другой — холодность, неумение родителей учиться общению, эмоциональная отдаленность.
  4. Сотрудничество — самое конструктивное сообщество близких людей, где каждый вправе обратиться за помощью.
  5. Паритет — группа, в которой члены семьи действуют по плану, обеспечивающему получение желаемого всеми людьми.

В неполных и полных семьях воспитанием занимаются матери. Роль отца — финансовое обеспечение потребностей ячейки.

Взаимопонимание в семье

Если в семье нет взаимопонимания, супруги начинают отдаляться друг от друга. Невозможность высказать свою точку зрения может обернуться непониманием, обидами, ссорами. Чтоб не доводить семью до скандала или развода, следует пересмотреть свои привычки. В этом обязательно участвуют обе стороны. Супруги должны учиться находить общий язык, чтоб не доводить отношения до критической отметки. Поэтому нужно:

  • Избегать категоричности.
  • Не считать только свою точку зрения правильной.
  • Не быть равнодушным к увлечениям (хобби) второй половинки.
  • Исключить подозрительность.
  • Избегать грубых, резких высказываний.

Проблемы в отношениях, ссоры с детьми, боязнь ответственности приносят разочарование. Довольно часто современные семейные отношения заканчиваются разводом. Большинство мужчин и женщин предпочитают жить в гостевом браке, не заводить детей.

Бывают ситуации, когда невозможно простить вторую половинку. Разочарование в близком человеке может отразиться на всей последующей жизни. Измены, физическое или эмоциональное насилие в семье приводят к разводу.

Основной пострадавшей стороной являются дети. Они любят родителей, порой вопреки всему. Чувство ненужности, ощущение, что его отвергли, может преследовать ребенка достаточно долго. Следует быть очень внимательным. Терпеливо объяснять, что взаимоотношения взрослых меняются, а любовь к ребенку остается.

После развода постараться сохранить вежливые отношения. Не опускаться до публичных оскорблений. Если есть общие дети, договориться о новых обязанностях.

Бывшие супруги ошибочно полагают, что после развода жизнь резко изменится в лучшую сторону. К сожалению, причины, спровоцировавшие развод, могут повлиять и на дальнейшую жизнь. Следует выяснить, какие личные привычки или взгляды повлияли на расторжение брака. Постараться избегать в будущем подобных ошибок.

Распространенные ошибки родителей

Причины непослушания детей сокрыты в неправильном воспитании, которого придерживались родители в процессе взросления ребенка. Если в отрочестве не допустить типичных ошибок, то недопонимания между членами семьи не возникнет. Распространенные модели поведения матерей и отцов, из-за которых портятся отношения с детьми:

Приказы, лишающие ребенка выбора и свободы действий. Отсутствие доверия и постоянный контроль. Угрозы наказанием. Беспочвенная критика, из-за которой малыш перестает верить в собственные силы. Саркастичное высмеивание поступка ребенка, ставящее в неловкую ситуацию. Выспрашивание у отпрыска личной информации, которой он не хочет делиться. Отшучивания со стороны родителей, не желающих отвечать ребенку на его вопрос. Излишние нравоучения. Принудительные «советы», лишающие малыша собственного мнения. Безучастие в жизни ребенка.

В отношениях между родителями и детьми нельзя забывать о незамысловатой истине – чем больше у вас привилегий, тем больше обязанностей. Взаимопонимание и участие в жизни любимого человека – действенный способ помочь, а тирания и регулярные разногласия – нецелесообразное решение, разрушающее личность.

12 типов родительских приказаний

Исследователи транзактного анализа и продолжатели идей Эрика Берна, Мэри и Роберт Гулдинг сформулировали 12 видов неконструктивных установок, которые наиболее сильно и разрушительно влияют на жизнь человека. Они назвали их родительскими приказаниями. Вот эти 12 разрушительных предписаний:

«Не живи». Одно из самых страшных приказаний, которое ведет человека к саморазрушительному поведению. Как правило, такой приказ неосознанно отдают родители, для которых ребенок стал неожиданностью, обузой, создавал большие трудности по причине их собственной неустроенности в жизни. Такие дети во взрослом возрасте склонны к вредным привычкам, изводят себя непосильным трудом, будто специально притягивают к себе травмирующие и трагические ситуации, не умеют радоваться.

«Не будь собой». Такое часто бывает, когда ребенок родился не того пола, который хотели родители. Тогда девочка со временем приобретает мужские черты, а мальчик — женские, испытывая запрет на собственный пол, как бы дико это не звучало. Также бывает, хотя и реже, что ребенок был рожден на замену умершему, которого очень любили, или посвящен кому-то из родственников: в таком случае на него навешивают чужой жизненный сценарий. Сюда же относятся и сравнения ребенка с другими детьми не в его пользу, непринятие таким, какой он есть.

«Не будь ребенком». Такой приказ отдают инфантильные родители, которые не хотят исполнять свои родительские функции. Ребенку с детства внушается, что «он уже большой» и любым способом на него сваливается огромная ответственность. Такие дети, вырастая, чувствуют, что у них не было детства, ощущают себя родителями своим маме и папе. В психологии это явление получило название «парентификация».

«Не вырастай». Заявление, противоположное предыдущему. Здесь действует следующая логика: «если мой ребенок останется маленьким, то и я не состарюсь, останусь неопределенно долго молодой мамочкой». Такую установку дают матери, для которых ребенок был средством добиться чего-либо, а также слишком фиксированные на своей материнской роли, порой защищаясь таким образом от чего-то. Дети с этой установкой, вырастая, страдают от низкой самооценки и «выученной беспомощности», им трудно внутренне отделиться от матери, и они не чувствуют себя взрослыми, самостоятельными людьми.

«Не думай». Запрет иметь собственное мнение. Кроме того, такая установка ведет к увлечению психоактивными веществами, меняющими сознание, к игромании и другим способам бегства от реальности.

«Не будь успешным». Родитель, отдавший такое приказание, внутренне соревнуется с ребенком. Успех для него чрезмерно важен, вероятно, из-за собственной установки «без достижений ты — ничто».

«Ничего не делай». Такое предписание также провоцирует выученную беспомощность и веру в то, что человек ни на что не способен. Это убеждения типа «у меня руки растут не из того места», «ничего не выйдет, лучше и не начинать».

«Не будь первым». За этим посланием стоит убеждение, что быть лидером — опасно. Это стремление уберечь ребенка, корень которого может быть в семейной истории: например, кто-то принял ответственность за других и пострадал от этого.

«Не принадлежи». Ребенку при этом с детства внушается, что он не такой, как все, результат — он не может вписаться ни в один коллектив, везде становится изгоем.

«Не будь близким». Такое предписание ребенок получает в семье, где не принята ласка, доверие, эмоциональная близость. Вырастая, он продолжает так же вести себя в отношениях.

«Не будь здоровым». Страшное предписание, при котором ребенок с детства усваивает, что получить любовь и заботу он может лишь будучи физически больным. Так получаются ипохондрики и люди, мучающиеся всю жизнь психосоматикой.

«Не чувствуй». Это предписание сдерживать свои чувства, вариант которого — не иметь своих чувств, чувствовать так же, как и мать. Одно из наиболее тяжело осознаваемых и распространенных в обществе предписаний .

Конкуренция поколений

В обычной жизни конкуренция в семье часто выражена тем, что молодая мама подражает дочери: в одежде, в манере поведения. Они выкладывают совместные фото, похоже одеваются. Таким образом мама хочет казаться такой же молодой, смелой и даже в чем-то превзойти дочь. Она как бы говорит всем, что все еще хороша. В фильме Эрика не конкурирует с дочерью в настоящем времени, но противопоставляет Нине себя молодую. 

Во время репетиций и подготовке к своей главной премьере, Нина сомневается в себе и своих силах. Ей кажется, что она не может в полной мере перевоплотиться в черную лебедь из-за ее неполноценности. Она начинает разрушать себя психологически и даже занимается селфхармом из-за того, что чувствует фальшь, неадекватность ситуации. Героиня расчесывает место, откуда растут крылья — основной символ фильма — подрезает ногти, чтобы не расчесывать еще сильнее. В конечном итоге они вырастают, но уже когда Нина близка к смерти. Героиня не может осознать, что причина ее неудач — мать, которая крылья отрезает. 

В фильме есть сцена, которая прямо показывает зрителю намерения мамы помешать дочке достичь успеха. Мы видим обычный завтрак балерины: маленькая порция еды с половинкой грейпфрута. После того, как Эрика узнает, что дочери досталась главная роль в балете, она покупает торт и хочет, чтобы дочь съела кусочек. Нина отказывается, а мать манипулируя ею говорит, что выкинет его в ведро, тем самым вызывая в ней чувство вины. Своим поведением она показывает, что дочь не благодарна за ее старания.

Детей доверят бабушкам

Сами участницы интервью не готовы долго сидеть с малышами. От полугода до года — вот и весь «декрет». Отчасти это объясняется опасениями дисквалификации. «Долгое пребывание дома губительно для работы, — полагает респондентка. — Вы отвыкаете от тех вопросов, которыми вы занимались…». Детей планируется доверить бабушкам или няням, затем отдать в детский сад. При этом кто-то из опрошенных рассчитывает трудиться неполный рабочий день или иметь гибкий график, чтобы чаще быть рядом с малышом.

Около трети женщин намерены «сидеть» с ребенком дольше и глубже «погрузиться» в материнство. «Если ты уже уходишь в декрет, то уходи и занимайся ребенком полтора года, — рассуждает  сотрудница ведомства. — Я считаю, что с появлением ребенка ты отдаешься ему и находишься с ним… чтоб он все-таки почувствовал, что у него есть мама».

Секреты счастливой семьи

Счастливая семейная жизнь, отношения выстраиваются обоими супругами. В причинах ссор, конфликтов виновны и муж, и жена. Не стоит строить иллюзий, идеализировать брак. Семья – это всегда проблемы, кризисные моменты, обиды. Необходимо учиться прощать друг друга, с пониманием и терпением относиться к привычкам, убеждениям.

Счастливая семья решает возникшие проблемы вместе, сообща. Супруги учатся искать компромиссы. Секрет счастья не в избегании конфликтов, а в их осознании и мирном решении. Не умалчивать обиды, а больше разговаривать и пытаться понять другую точку зрения. Ссориться, ругаться, но всегда возвращаться к миру и гармонии в семье.

Только помощь друг другу, терпение помогут преодолеть непонимание. В счастливой семье на первом месте стоят забота и уважение. Это ежедневный труд на общее благо. Теплая похвала супруга, доброта, сострадание помогают людям преодолеть сложные жизненные ситуации.

Не стоит чрезмерно опекать детей. Они тоже должны учиться на собственных ошибках. Проявлять инициативу и самостоятельность. Тем не менее помощь и взаимовыручка станут гарантом счастливых семейных отношений.

Чаще гулять всем вместе, отдыхать. Выезжать на природу или пикник. Общее преодоление трудностей, совместное веселье и радость скрепят семью на долгие годы.

Как сохранить отношения, несмотря на взгляды своего мужчины?

Говорить о том, что у мужчины и женщины будет одинаковое воспитание, не приходится. Обычно у партнеров имеются разногласия в отношении того, какой должна быть семейная жизнь и что должны делать муж и жена в этом союзе. Как сохранить отношения, несмотря на взгляды своего мужчины?

  1. Пересмотреть свое отношение на привычки будущего мужа. Часто оказывается так, что они не так уж и плохи. Просто от того, что вы к ним не привыкли, вам кажется, что их вовсе не должно быть.
  2. Умерить свои желания. Не все должно происходить так, как того хотите вы. С таким же подходом живет ваш мужчина. Если он вынужден в чем-то меняться, перепрограммируя себя, значит, и вам следует в чем-то себя ограничить или изменить.
  3. Пообщайтесь с родителями своего мужа. Возможно, вы чего-то не понимаете, а мужчина вам сам ничего не может ответить по этому поводу. Скорее всего, родители смогут дать ответы на некоторые вопросы.
  4. Не делайте поспешных выводов. Если окажется, что ваш мужчина из неблагополучной семьи, это еще не будет однозначно говорить о том, что он станет похожим на своих родителей. Все-таки люди имеют право выбора. Если ваш мужчина сделал выбор не быть похожим на своих родителей, а брать пример с других лиц, то он будет придерживаться данного принципа.

Что мешает родителям в воспитании?

  • Неразвитость родительских чувств. Молодые родители не всегда понимают, что они уже родители. Людям хочется погулять, посмотреть на этот мир и самоопределиться в жизни. По этой причине родители не уделяют ребенку нужного внимания и позволяют малышу развиваться самостоятельно.
  • Страх потерять ребенка. Мамаши, которые не смогли найти своего призвания, могут потратить всю свою жизнь на воспитание и образование ребенка. Они будут бояться, что чадо когда-нибудь от них уйдет, по этой причине они могут навязать ребенку комплекс неполноценности, чтобы он как можно дольше оставался у маминой юбки.
  • Проекция отрицательных качеств. У каждого человека есть не только положительные, но и отрицательные стороны личности. Именно они больше всего и раздражают человека в других людях, а также в собственном ребенке. Но ведь чадо – это копия родителей, и не стоит удивляться, что у него будут те же комплексы и замашки.
  • Низкая самооценка. Люди с низкой самооценкой могут отрываться на своем ребенке. Ведь для малыша родители – авторитет. Поэтому персоны, которые не смогли реализоваться в жизни, будут стараться реализоваться в семье, что часто приводит к гиперопеке.

Образец характеристики на неблагополучную семью

Родители — Фамилия, Имя, Отчество, дата рождения, образование, место работы, контактный телефон каждого.

Другие члены семьи — Фамилия, Имя, Отчество, дата рождения, образование, место работы, контактный телефон (если есть).

Семья живет в частном доме по адресу… В доме одна комната и кухня. Спальное место для ребенка отгорожено шкафом. Отопление печное, вода не проведена. Состояние жилья неудовлетворительное: в доме грязно, помещение захламлено, требуется ремонт. У ребенка нет письменного стола, для выполнения домашних заданий использует кухонный стол. Атмосфера не способствует благоприятному проживанию и развитию детей.

Семья испытывает финансовые трудности. Уровень материального обеспечения ниже прожиточного минимума. Ребенок не обеспечен базовыми вещами. Одет плохо, канцелярских товаров для учебы недостаточно.

Родители злоупотребляют алкоголем, часто конфликтуют между собой. Эмоциональный климат в семье тяжелый. Доминирует попустительский тип воспитания. Психологическая атмосфера в семье не стабильная, тяжелая, мать и отец уделяют мало времени ребенку, не контролируют посещение занятий, выполнение домашней работы, не занимаются воспитанием.

Ребенок замкнут, пассивен, плохо идет на контакт, наблюдается расстройства речевого спектра. У него нет друзей в классе, он часто является объектом насмешек со стороны других детей. Ребенок невнимателен, в учебе не заинтересован, нередко пропускает занятия. Домашнюю работу выполняет нерегулярно, успеваемость низкая.

За учебной деятельностью родители не следят, не интересуются достижениями ребенка.

На родительских собраниях родители не появляются, с учителем контактируют редко. На замечания со стороны классного руководителя реагируют негативно.

С родителями неоднократно беседовал классный руководитель, приходил в семью, предпринимались попытки оказать педагогическую и психологическую помощь ребенку и родителям. Однако никаких перемен не наблюдается.

Стиль привязанности – что это?

Если вы изо всех сил пытаетесь принять критику, это может быть не просто ваш естественный настрой – это может быть связано с вашим так называемым стилем привязанности. О данной теории впервые заговорил английский психолог Джон Боулби около 70 лет назад. Он считал, что наши личные отношения – особенно с нашими родителями – являются отражением тех отношений, которые складываются у нас с другими людьми в самостоятельной жизни.

Заведите журнал инцидентов: что делать, если вас вынуждают уволиться

Соло-обеды и веганские блюда: тенденции ресторанного бизнеса на предстоящий год

Может ли Таиланд войти в ТОП-5 популярных направлений на новогодние праздники

Говоря основными терминами, у людей встречается либо «безопасная привязанность», что означает их уверенность в собственной ценности и доверие обществу, либо «тревожная привязанность», для которой характерна недостаточно высокая самооценка, боязнь отвержения и пренебрежения со стороны других. Существует и третий вариант – «избегающая привязанность», которая предполагает низкую самооценку и отсутствие доверия к посторонним. Единственное, что помогает таким сотрудникам, – это избегать слишком близких взаимоотношений с коллегами.

Личный стиль

Существуют различные способы, с помощью которых индивидуальный стиль привязанности может отражаться на ваших отношениях с коллегами и начальством. Например, если вы испытываете сильную привязанность, вы можете испытывать страх, ожидая услышать отказ при переходе на новое место работы. С другой стороны, вы также можете быть внимательнее к своим недостаткам.

Если у вас стиль избегающей привязанности, вы, скорее всего, не будете доверять коллективу. Эти же психологические процессы воздействуют и на модель управления. Например, начальники с безопасным стилем привязанности более склонны к делегированию своих полномочий подчиненным.

Обиды на родителей

Обиды могут быть внешними и внутренними. И каждый из двух типов влечёт за собой страдания и болезни. Если родители оскорбляют или, наоборот, игнорируют вас, причиняя внешние, очевидные обиды, выводите такие отношения на формальный уровень. Не хотят договариваться — минимизируем общение. Это адекватная модель поведения в токсичных отношениях. 

Самое сложное — это внутренние обиды. Нам всегда нужно стремиться к благодарности и гармонии. Осознайте, что у вас есть предназначение, найдите его и следуйте ему. Если вы не усвоите уроки судьбы, построить гармоничные отношения не получится. 

Осознание родительских установок: что дальше?

Тема влияния родительских установок на жизнь человека довольно хорошо изучена современной психологией и стала достаточно популярна в последнее время. У этого есть свои плюсы и минусы. Плюсы заключаются в том, что люди лучше понимают, где их собственные желания и стремления, а где — навязанные семьей в детстве в виде воспитания. Это легко понять, даже просто читая о родительских установках: похожие ситуации и послания вызывают в душе эмоциональный отклик. Таким образом люди освобождаются от многих ограничивающих конструкций, осознавая их, и начинают жить полноценной жизнью, позволяя себе больше, чем раньше.

Минус распространения такой информации в том, что некоторые люди используют и понимают ее превратно, и это не приводит к росту. Гораздо легче свалить все свои неудачи в жизни на родительское воспитание, поднять свое несчастное детство на штандарт, как знамя, и выйти в люди, размахивая им, в надежде получить снисхождение и поглаживания. «У меня было такое тяжелое детство, такие токсичные родители, какой с меня спрос?». Но дело в том, что взрослый человек тем и отличается от ребенка, что способен избавляться от последствий детских травм и перестраивать свое поведение в сторону большей эффективности – сам либо с помощью специалиста. У взрослого человека значительно больше свободы действий, чем у ребенка, который живет с родителями. Поэтому, каким бы тяжелым не было детство, но здоровый человек, и даже человек с неврозом, способен изменить свое настоящее.

В идеале, как считал Эрик Берн, взрослый человек должен настроить внутри себя баланс собственных состояний с доминирующим Взрослым. Он полагал, что собственный сценарий можно выявить и «расколдовать» его, то есть дать себе внутреннее разрешение больше ему не следовать. Каким бы путем не следовал человек, но прошлое есть прошлое, и дело каждого — осознать свои ограничения, заложенные в сознании, и позволить себе действовать новым, эффективным способом. Возможно, для этого понадобится несколько лет психотерапии, но результат того стоит.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:
  • 1. Эрик Берн. «Люди, которые играют в игры». – М., «ФАИР-Пресс», 2001 г.
  • 2. Александр Лоуэн. «Биоэнергетический анализ. Теория и практика». – М., «Институт общегуманитарных исследований», 2011 г.
  • 3. Вирджиния Сатир. «Вы и ваша семья». – М., «Институт общегуманитарных исследований», 2014 г.
  • 4. Мэри М. Гулдинг, Роберт Л. Гулдинг «Психотерапия нового решения. Теория и практика». – М., «Класс», 2001 г.
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Контакт семьи с общественным окружением весьма важен. При взаимном содействии между преподавателями и родителями знакомство с характером ребенка будет успешнее. Тогда школьник рассматривается с различных сторон во всех имеющихся обстоятельствах. Совместное понимание, развитие способностей, преодоление трудностей в поведении поможет правильно ориентировать маленького человека.

Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы подобного взаимодействия. Рекомендуется сочетать их следующим образом.

  • В основе – родительское собрание, на котором классный руководитель направляет деятельность родителей.
  • Обмен мнениями, совместное решение проблем дополняется совместной деятельностью по исследованию поведения детей.
  • Затем проводится анализ результатов, работа по преодолению недостатков, закреплению положительных итогов.

Педагоги играют определяющую роль в данном контакте. Поэтому столь важны их профессиональные качества. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия объединит усилия. Родители откликнутся на стремление учителя осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. А также проявят интерес к совместной деятельности по воспитанию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий