Функции арбитражных судов. Высший арбитражный суд. Система арбитражных судов

Методы арбитражного права

Необходимо понимать, что для АПП определены некоторые методы, которые позволяют системе активно развиваться и быть примененной в необходимых ситуациях. Такие ситуации могут быть урегулированы не только частным, но и государственным правом при поддержке общественных отношений.

Для методов арбитражного права характерны определенные императивные начала, которые способны проявится в следующих позициях:

  • Установленные процессуальные нормы, способные обеспечивать главенствующие положения российского арбитражного суда в виде органа системы судебной власти.
  • В качестве юридических фактов, которые являются основой арбитражного права на территории Российской Федерации. Кроме того, именно на этом этапе сформированы правильные процессуальные действия.
  • Арбитражное право обеспечивает судебным организациям надлежащий уровень контроля, например, при помощи решения Арбитражногооргана.
  • Современно судопроизводство, прежде всего, основывается на процессуальном порядке при помощи осуществляемого правосудия.

Существуют также и диспозитивные начала установленного метода арбитражного процессуального права, как и императивные методы, они основываются на следующих позициях:

  • Равенство всех сторон – участников того самого арбитражного процесса. Речь здесь также идет о правах и интересах, которые предоставлены с целью своей непосредственной защиты.
  • Свобода использования прав. Это происходит в результате осуществления или не осуществления возникших и имеющихся процессуальных прав.
  • Система гарантий установленных прав. Такая система существует при помощи субъектов арбитражного процесса с обязательной защитой интересов истца.

Полномочия арбитражного суда

Заседание Девятого арбитражного апелляционного суда.

Арбитражный суд вправе объединить аналогичные разбирательства между одними и теми же сторонами по своему усмотрению. Кроме того, разбирательство может быть консолидировано, если существует возможность принятия противоречивых решений. Для этого, как правило, требуются либо одни и те же стороны в споре, либо один и тот же предмет спора между различными сторонами.

Арбитражный суд вправе разделить производство по делу, если сочтет это необходимым для эффективного разрешения спора, но на практике это не слишком распространено.

Различное ведение дел редко встречается на практике, поскольку судьи предпочитают придерживаться общего процесса в соответствии с Кодексом, но имеют широкие полномочия для планирования слушаний и в целом для определения порядка ведения разбирательства.

Особенности обеспечительных мер

В соответствии с российским процессуальным законодательством стороны могут принять следующие временные меры в гражданском судопроизводстве в судах коммерческой и общей юрисдикции, в частности:

  1. Арест денежных средств на банковских счетах или иного имущества;
  2. Запрет на совершение определенных действий в отношении предмета спора;
  3. Обязательство продолжать определенные действия;
  4. Изъятие спорного имущества, принадлежащих заявителю или третьим лицом;
  5. Приостановление исполнения правового акта, исполнительного листа или продажи имущества.

Суды могут применять другие временные средства правовой защиты. Поэтому приведенный выше перечень не является исчерпывающим. Обязательное условие – такие средства правовой защиты пропорциональны иску. Российские суды имеют полномочия издавать судебные запреты в поддержку арбитражного разбирательства. Но они не применимы в поддержку зарубежных судебных разбирательств.

Арбитражное решение является обязательным для сторон, если оно не оспорено или не отменено. Как только арбитражный суд рассматривает дело об оспаривании арбитражного решения, его решение вступает в силу немедленно. Стороны могут обжаловать это решение в кассационной инстанции (арбитражный суд соответствующего округа), а затем в Верховном суде.

Арбитражный процесс. Арбитражный суд. Судебная практика.

Александр Васильевич

Проблемы с работой сайта? Пиши!

https://ekspertizy.org/

sasha@soft-lab.net

Что такое арбитражный суд и для чего он нужен

Судебный арбитраж – это разветвленный, сложный аппарат в структуре государства, созданный для поддержания единообразного применения законодательства на территории государства. Правоотношения, требующие разрешения с участием судов чрезвычайно многообразны. Давно прошли времена, когда мудрый царь Соломон, или правитель Хаммурапи могли разрешать проблемы, возникавшие в современном им обществе.

В России приняты и действуют 21 кодекс – сводов законов, регулирующих отношения в различных сферах деятельности. При таком многообразии, не один, даже самый эрудированный судья, неспособен охватить, и досконально изучить содержащиеся в них нормативные положения, чтобы правильно применять на практике, при решении вопроса о том, кто прав, а кто виноват.

Это породило необходимость создания специализированных судов, сфера деятельности которых намерено сужена для того, чтобы сконцентрировать внимание судей на решении задач судопроизводства в отдельной сфере человеческой деятельности. О судах общей юрисдикции и уголовные – знают многие жители, а вот чем занимаются суды арбитражные, и кто подсуден им – далеко не все

Лишь те, кто вплотную сталкивается с предпринимательской деятельностью, поскольку главная задача этих судов – разрешение экономических споров.

В силу этого подсудность арбитражных судов определяется в соответствии с отношением субъектов к хозяйственной деятельности. Физлица, за редким исключением, арбитражным судам (АС) неподсудны. Преобладающий контингент посетителей этих учреждений – представители предприятий, государственных и муниципальных властных органов, индивидуальные предприниматели.

Место АС в судебной системе РФ

До 2014 года Арбитражные суды были независимой ветвью системы судов. Их структура была представлена пирамидой, в основании которой находились суды субъектов РФ – аналог судов первой инстанции гражданского и уголовного судопроизводства. Венчал «пирамиду» ВАС РФ – Высший арбитражный суд. Структура была нарушена после принятия в ФКЗ № 3 (Федерального Конституционного Закона) «О Верховном Суде…». В соответствии с этим законом ВАС ликвидирован, а в структуре ВС РФ появилась судебная коллегия по экономическим спорам, состоящая из 30 профессиональных судей. После принятия указанного закона из Конституции РФ исключено упоминание о ВАС РФ и АС, а также изменено наименование арбитражно-процессуального законодательства на процессуальное.

Описание простыми словами, какие функции выполняет

АС, являясь одной из ветвей судебной власти, призван исполнять свойственные ему функции. Функциями (полномочиями) наделены и две другие ветви госвласти – законодательная и исполнительная. У каждой из ветвей функции специфические, которые, по смыслу принципа разделения властей, не должны вторгаться в сферу полномочий друг друга. К сожалению, в России это не так, и судебная власть подчинена диктату власти исполнительной, возглавляемой Президентом.

Чтобы понять, в чем заключаются судебные функции, можно обратиться к иллюстрации, дающей представление о функциях рассматриваемой ветви власти, и сделать вывод о полномочиях, которыми наделены суды исполняющие арбитражные функции.

Функции АС

Специфическими функциями арбитража являются:

  1. Разрешение споров, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности и предпринимательства, правоотношений в сфере экономики.
  2. Профилактика правонарушений в указанной сфере.
  3. Анализ и статистический учет о количестве нарушений законодательства и возникновения конфликтных ситуаций.
  4. Реализация международного сотрудничества в сфере защиты экономических интересов на основе международных договоров и межправительственных соглашений.

Это – «глобальные» функции. Чтобы их решать, АС вправе:

  • проводить судебные разбирательства (очные и заочные), с соблюдением процедур судебного делопроизводства, основной целью которых является установление истины и разрешение спора;
  • разрешать конфликтные ситуации, связанные с осквернением деловой репутации юридического лица или предпринимателя;
  • пресекать незаконные действия/бездействия должных лиц муниципальной и госвласти, нарушающих права хозяйствующих субъектов;
  • рассматривать вопросы о признании банкротами ЮЛ, ИП и физлиц;
  • принудительно ликвидировать или реорганизовывать ЮЛ;
  • рассматривать вопросы, связанные с правом владения/распоряжения недвижимым имуществом (землями);
  • осуществлять взыскание долгов по налогам, которое не может быть осуществлено ФНС во внесудебном порядке.

Краткая история развития арбитражных судов

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном – подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т. д.).

В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 г. по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Система арбитражных судов РФ пришла на смену государственному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», введенного в действие с 1 октября 1991 г.

После принятия Конституции РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом Законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ), которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

Сфера деятельности арбитражных судов в России

Ведя речь о сферах деятельности арбитража, следует понимать, что понимается спектр вопросов, которые суды уполномочены рассматривать и выносить правомочные решения. Исходя из определения предпринимательской деятельности, содержащегося в абз.3 ч.1 ст. 2 ГК РФ вытекают полномочия АС в рассмотрении споров:

  • по договорам купли-продажи и поставки;
  • аренды земель и нежилой недвижимости;
  • договоров аренды (лизинга) движимого имущества;
  • по оказанию работ, услуг и подряда;
  • налоговым правоотношениям;
  • вопросам, связанным с кредитно-денежными отношениями;
  • по страхованию имущества;
  • проистекающих вследствие банкротства;
  • конфликтов, возникающих между хозяйствующим субъектом и органами (должностными лицами) контролирующих органов.

Кроме ЮЛ, ИП и физлиц, в сферу деятельности АС могут включаться:

  • органы муниципальной власти;
  • госвласти регионального или федерального уровня;
  • общественные организации и объединения граждан, защищающих публичные интересы;
  • участвующие в судебных процессах прокуроры.

Статьи:

Какие экономические споры подведомственны арбитражному суду

Указ №596 «Организация деятельности судебных приставов по ОУПДС» – основные положения и изменения

Вторая инстанция арбитражного суда — апелляционная

Вторую инстанцию составляют арбитражные апелляционные суды, которые осуществляют проверку законности и обоснованности судебных актов, принятых в первой инстанции. Исходя из этой цели, в апелляционной жалобе основной акцент должен быть сосредоточен на тех моментах, которые, по вашему мнению, неправильно истолковал суд первой инстанции.

Порядок подачи апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд, который направляет ее вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции. При этом, дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции только в случаях, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по не зависящим от него причинам.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен АПК РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Результат рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения суд вправе вынести одно из следующих постановлений:

  1. оставить решение первой инстанции арбитражного суда без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения;
  2. отменить или изменить решение первой инстанции арбитражного суда полностью или в части и принять по делу новый судебный акт;
  3. отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

Подведомственность

Как мы уже заметили ранее, арбитражные суды занимаются разрешением всех споров, которые возникают в результате экономической деятельности. Условно их делят на несколько типов:

споры, которые возникают из гражданских отношений (исковое производство);
споры, которые возникают из административных и других типов отношений (административное судопроизводство);
споры, целью которых является обнаружение фактов, имеющих юридическую важность;
споры, касающиеся оспаривания решений третейского суда, выдача исполнительных листов для принудительного выполнения постановлений суда;
споры, целью которых является признание и исполнение решений зарубежных судов, в том числе арбитражных;
дела специальной подведомственности.

Это основные деления споров, которые могут решаться арбитражными судами. Однако некоторые из них делятся на подтипы. Споры, которые возникают в результате публичных и административных отношений, делятся на:

  • дела об оспаривании документов и нормативных актов, которые каким-то образом затрагивают интересы заявителя в сфере экономической деятельности, если такие дела находятся в компетенции арбитражных судов;
  • дела об оспаривании ненормативных правовых актов, действий и решений должностных лиц, специализированных органов власти, которые каким-то образом затрагивают интересы заявителя в экономической сфере;
  • дела, касающиеся привлечения к ответственности частных предпринимателей и организаций, которые своими действиями ущемляют интересы заявителя;
  • дела, касающиеся оспаривания решений, принятых административными органами с целью привлечения последних к ответственности;
  • дела, касающиеся организаций и частных предпринимателей, которые уклоняются от уплаты обязательных платежей, санкций.

Высший арбитражный суд

Данная государственная структура действовала в период с 1992 по 2014 год. В итоге она была упразднена. Изначально целью деятельности Высшего арбитражного суда был контроль за деятельностью всех арбитражных судов страны и консультирование в процессе судебной практики по конфликтным вопросам. После того как эта система была упразднена, функции её были переданы Верховному суду РФ.

Летом 2013 года Президент России В. Путин на Петербургском международном экономическом форуме предложил из Верховного и Высшего арбитражного судов сделать единый орган и при этом внести в Конституцию определённые поправки. Осенью того же года в Государственной думе уже был проект, согласно которому Высший арбитражный суд упразднился, а его полномочия и штат перешли к Верховному Суду. 21 ноября законопроект был принят. В феврале 2014 года Президент России подписал закон, который подтверждал объединение судов. Официально этот орган высшей судебной власти перестал существовать 6 августа 2014 года.

Четвертая инстанция арбитражного суда — надзорная

Судебные акты могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле.

Порядок подачи надзорной жалобы

 В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

  1. вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  2. определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  3. определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Надзорная жалоба подается в Верховный Суд РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления обжалуемых судебных актов в законную силу.

Результат рассмотрения жалобы

Надзорная жалоба изучается судьей Верховного Суда РФ. По результатам изучения судья выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора;
  2. о передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Надзорная жалоба рассматривается в Верховном Суде РФ в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев с момента поступления дела в Верховный Суд РФ, если оно было истребовано.

Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев надзорную жалобу, вправе:

  1. оставить обжалуемый судебный акт без изменения, надзорную жалобу без удовлетворения;
  2. отменить судебный акт полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд;
  3. отменить судебный акт полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  4. оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
  5. отменить либо изменить судебный акт и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  6. оставить надзорную жалобу без рассмотрения по существу.

Рекомендуем к прочтению:

Функции арбитражных судов Российской Федерации

Теперь подробнее остановимся на функциях. Их немного:

  1. Разрешение любых споров, которые возникают на основании экономической или предпринимательской деятельности.
  2. Сбор данных и составление статистических отчётностей для анализа эффективности деятельности.
  3. Деятельность, направленная на то, чтобы люди не желали нарушать закон в экономической сфере, знали, как поступить правильно и законно.
  4. Установление и ведение деловых отношений на государственном уровне в законном порядке.

Арбитражный суд, функции и полномочия которого мы рассмотрели, является важным органом в системе государства. Его роль огромна, ведь экономика – основа процветания страны, и если споры не будут разрешаться мирно и по-деловому, предпринимательство погрязнет в конфликтах и убытках.

Участники арбитражного процесса, кто может обращаться

Круг участников разбирательство в арбитраже определен ст. 40 АПК РФ. К ним отнесены:

Главным действующим лицом является арбитражный суд, наделенный властными полномочиями. На него возложена организация и ведение процесса. Только арбитражный судья принимает решение о допуске к участию в деле других участников. В состав суда могут включаться судебные заседатели, хотя это не характерно для арбитражных процессов, однако, предусмотрено законом.

Лица, участвующие в деле:

  • стороны — истец и ответчик;
  • заявители;
  • заинтересованные лиц по делам особого производства и банкротства;
  • госорганы, полномочные лица органов местного самоуправления, представители граждан и организаций, с правом на обращение в суд;
  • третьи лица. Могут входить в состав участников в двух качествах:
  • с самостоятельными требованиями;
  • без самостоятельных требований.

Поскольку спор может возникнуть не только между двумя участниками отношений в экономической деятельности, то и истцов, и ответчиков может быть неограниченное число. И также не ограничено количество других лиц, отстаивающих собственные интересы или представляющих интересы по доверенности либо в силу служебного положения.

Кроме непосредственных участников, которые в той или иной степени заинтересованы в исходе разрешения спора в суде. АПК предусмотрены участники, без которых невозможно полноценное отправление правосудия, но которые не имеют личной заинтересованности: это технические специалисты, привлекаемыми к участию в процессе по мере необходимости:

  • свидетели;
  • переводчики;
  • эксперты;
  • специалисты – разновидность участников процесса, консультирующие судей по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью, в которой обладают необходимыми познаниями. В этом отличие от экспертов;
  • помощники судьи;
  • секретари судебного заседания.

Арбитражное судопроизводство подчиняется принципу публичности и гласности. Означает, что в процессе рассмотрения дела по существу могут участвовать все желающие. В такой роли выступают официальные наблюдатели всевозможных общественных организаций и журналисты. Эти лица не имеют права вмешиваться в ход процесса, делать заявления или иным способом влиять на выносимое судом решение. Процессуальные полномочия этих лиц не закреплены в АПК РФ.

Участники АП

Что должен содержать иск в арбитраж?

Иск подается в письменном виде в Третейский суд. Он подписывается заявителем или представителем (адвокатом).

Сегодня исковые заявления можно подать в электронном виде, заполнив форму на официальном сайте Арбитражного суда в Интернете (процедура подачи иска ускоряется, если у вас до этого момента был открыт счет на госуслугах).

Согласно статье 125 (2) Арбитражного кодекса Российской Федерации, заявление о поведении должно содержать.

  • Наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • Наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;
  • Наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
  • Требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;
  • Обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  • Цена иска, если иск подлежит оценке;
  • Расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
  • Сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  • Сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
  • Перечень прилагаемых документов.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий