Порядок оказания медицинской помощи. Стандарты и качество медицинской помощи

Структура порядков оказания медицинской помощи

В общем виде содержание и структура порядков оказания медицинской помощи определена в ч.2 ст.37 Закона об основах охраны здоровья граждан.

Порядок оказания медицинской помощи включает в себя:

  1. этапы оказания медицинской помощи;
  2. правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
  3. стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
  4. рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
  5. иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Такой «простой» структуре соответствует, например, Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Терапия», утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 №923н.

В основном тексте Порядка перечисляются виды оказываемой медицинской помощи (в данном примере – первичная медико-санитарная, скорая и паллиативная), условия оказания медицинской помощи (вне медицинской организации, амбулаторно, в условиях дневного стационара, стационарно), формы медицинской помощи (плановая, неотложная, экстренная) – п.п.2-4 Порядка.

Затем указываются специалисты, принимающие участие в оказании медицинской помощи — врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи-терапевты участковые цехового врачебного участка, врачи общей практики (семейные врачи) во взаимодействии с врачами-специалистами, оказывающими первичную специализированную медико-санитарную помощь по профилю заболевания пациента (врачами-кардиологами, врачами-ревматологами, врачами-эндокринологами, врачами-гастроэнтерологами и другими) – п.7 Порядка.

Этапность оказания медицинской помощи в порядке выражается в закреплении условий, оснований и показаний для направления пациента к иному специалисту, в иное структурное подразделение или в иную медицинскую организацию. Так, например в п.8 Порядка указано, что при затруднении в диагностике и выборе лечебной тактики, а также при осложненном течении заболевания и при наличии медицинских показаний для лечения пациента врачом-специалистом по профилю его заболевания, врач-терапевт участковый направляет пациента на консультацию к врачу-специалисту в соответствии с профилем его заболевания и в последующем осуществляет наблюдение за клиническим состоянием пациента, его лечение в соответствии с рекомендациями врача-специалиста по профилю заболевания.

Далее приводятся особенности оказания медицинской помощи по данному профилю для каждого вида, формы и условий оказания медицинской помощи.

В приложениях к основному тексту Порядка приводятся правила организации деятельности, рекомендуемые штатные нормативы и стандарты оснащение структурных подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь по профилю.

Правила организации деятельности структурного подразделения обычно содержат квалификационные требования к специалистам, структуру подразделения, основные функции подразделения и правила взаимодействия с иными структурными подразделениями.

Помимо «простой» структуры порядки оказания медицинской помощи могут иметь сложную, разветвленную структуру и подробное содержание. В качестве примера можно привести Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденный приказом Минздрава России от 20.10.2020 №1130н.

Порядок подробно описывает правила оказания медицинской помощи на отдельных этапах (в период беременности, в период родов и в послеродовый период); особенности оказания медицинской помощи женщинам с осложнениями, сопутствующими заболеваниями и неотложными состояниями в период беременности, родов и в послеродовый период. Кроме того, в одном документе регламентируется гинекологическая помощь как взрослым, так и несовершеннолетним. Наконец, этот же документ регулирует правила оказания медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности.

К основному тексту Порядка имеется 49 приложений, определяющих правила организации деятельности, рекомендуемые штатные нормативы и стандарты оснащение всех возможных типов медицинских организаций и их подразделений, принимающих участие в оказании акушерско-гинекологической медицинской помощи.

Последняя на данный момент версия Порядка содержит также новые учетные формы медицинской документации, заполняемые при оказании медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология».

Таким образом, Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» является подробным и всеобъемлющим документом, регулирующим такое сложное направление медицины как «акушерство и гинекология».

Стандарты медицинской помощи

По правилам п. 1 ч. 4 ст. 37 ФЗ № 323 стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг.

Внимание!
Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2012 № 23010). Стандарт медицинской помощи представляет собой алгоритм действий врача при лечении различных видов заболеваний

При этом соблюдение стандарта медицинской помощи позволяет не только оказать качественную медицинскую помощь, но и сделать ее рациональной и продуманной. Именно стандарты медицинской помощи берутся за основу расчета реальной стоимости медицинских услуг, позволяют определить затраты на реализацию государственных и территориальных программ медицинской помощи населению, рассчитать необходимое лекарственное обеспечение этих программ, обосновать нормативы финансирования и в конечном итоге оптимизировать варианты проведения реструктуризации сети учреждений здравоохранения. 

Стандарт медицинской помощи представляет собой алгоритм действий врача при лечении различных видов заболеваний. При этом соблюдение стандарта медицинской помощи позволяет не только оказать качественную медицинскую помощь, но и сделать ее рациональной и продуманной. Именно стандарты медицинской помощи берутся за основу расчета реальной стоимости медицинских услуг, позволяют определить затраты на реализацию государственных и территориальных программ медицинской помощи населению, рассчитать необходимое лекарственное обеспечение этих программ, обосновать нормативы финансирования и в конечном итоге оптимизировать варианты проведения реструктуризации сети учреждений здравоохранения. 

Практические рекомендации по внутреннему контролю для стоматологов

Работа стоматологической организации специфична по многим параметрам: преемственность, маршрутизация, работа регистратуры, роль медсестры на врачебном приеме, функциональные взаимоотношения врачей-стоматологов разных специальностей.

Росздравнадзор решил разработать Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности в организациях, оказывающих стоматологическую помощь. Для этих целей он привлек рабочую группу Ассоциации частных стоматологических клиник, имеющую опыт разработки управленческих проектов.

В практических рекомендациях учли требования и рекомендации международных систем стандартизации (ИСО-9001, IWA), аккредитации (JCI), систем добровольной сертификации (ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора), предложения ведущих профессиональных сообществ (Стоматологической ассоциации России, Ассоциации частных стоматологических клиник, Ассоциации медицинских сестер в стоматологии), медицинских организаций (ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1», ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 2», ГАУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» Республики Бурятия, Центральный научно-исследовательский институт стоматологии).

В основе практических рекомендаций — Стандарт на систему менеджмента качества стоматологической организации, разработанный в 2014 году для Стоматологической ассоциации России.

Система управления качеством и безопасностью в практических рекомендациях — это адаптированная для медицинских организаций модель системы менеджмента качества и общего менеджмента.

Внедрение системы позволит:

  • определить оптимальную организационную структуру, в наибольшей степени приспособленную к решению стратегических задач и реализации всех функциональных направлений деятельности;
  • снизить производственные издержки за счет контролируемого регулирования затрат (приобретение расходных материалов, целевое обучение сотрудников, рациональное штатное расписание, ответственность владельцев медико-технологических процессов за экономическую составляющую);
  • использовать количественные показатели качества: качество работы сотрудника, подразделений, организации в целом станет измеряемым и управляемым;
  • повысить качество и безопасность оказываемых медицинских услуг: появится возможность предотвращать ошибки и нарушения при выполнении медико-технологических процессов за счет прозрачности, воспроизводимости и контролируемой повторяемости процессов;
  • формировать и использовать принципы доказательности при выборе наиболее экономичных и эффективных управленческих и клинических решений: проводится сбор, хранение, обработка и оценка результатов лечения и организационных показателей деятельности;
  • четко и полноценно определять должностные обязанности сотрудников в процессах деятельности предприятия, распределять их ответственность и полномочия, решать проблемы «незаменимых» работников;
  • подтверждать для пациентов и других заинтересованных сторон способность организации оказывать медицинскую помощь стабильно качественно, в долгосрочной перспективе.

Основные принципы рекомендуемой модели системы управления качеством и безопасностью:

  • ориентация на пациента;
  • обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности;
  • риск-ориентированный подход;
  • процессный подход к управлению;
  • принятие решений, базирующихся на установленных требованиях и достоверных количественных показателях.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий