Рынок труда в России: особенности. Регулирование рынка труда

Структура рынка труда

Одним из видов структуризации рынка труда является также его разделение по демографическим и профессиональным признакам. Различают:

  • Рынок труда молодежи. Ситуация, складывающаяся на молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодёжи, увеличивается её продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодёжи на рынок труда. Между тем, возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения;
  • Рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения;
  • Рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.

Спрос и предложение

Основными категориями, посредством которых можно охарактеризовать рынок труда, являются спрос и предложение. Так, первое понятие подразумевает необходимое на данный момент количество работников определенной специальности и квалификации. Стоит отметить, что, как и в случае с рынком товаров, спрос начинает снижаться по мере того, как растет средняя заработная плата.

Говоря о предложении труда, нужно сказать, что это количество трудоспособного населения, которое готово приступить к работе. Данный показатель также характеризуется квалификацией и уровнем образования потенциальных кадров. В отличие от спроса, предложение труда будет неуклонно расти с увеличением показателя средней заработной платы.

Безработица, как обязательная составляющая

Безработица присутствует в каждом государстве, даже в самом развитом – отличается лишь ее уровень. Рынок труда определяется существующей в стране экономикой, так как спрос на работников регулируется не только стоимостью их услуг, но также объемом производства.

Основываясь на зарубежном опыте: грамотное и постепенное развитие рыночных отношений всегда предполагает обеспечение интересов конкретных групп населения, которые ввиду обстоятельств вынуждены пополнять категорию безработных лиц. Следование верным тенденциям может помочь достичь снижения уровня безработице и увеличению экономических показателей. Однако полностью избавиться от трудоспособных людей, остающихся без работы, невозможно.

Роль государства в борьбе с провалами рынка

Провалы рынка труда с учётом ведущей роли человеческого капитала в развитии экономики и высокой степени риска его потерь требуют регулирующего влияния со стороны государства. Необходимо понимать, что вместе с провалами рынка труда существуют также и провалы государства, так называемые ситуации, когда государство не в состоянии эффективно выполнять свои функции, в том числе и оказывать регулирующее действие на рынок труда. Провалы государства продиктованы рядом причин:

  • Различия в интересах групп населения, на которых сконцентрированы политические решения. В этой связи необходимо отметить, что политика государства на рынке труда часто отвечает требованиям одних групп населения и противоречит требованиям других.
  • Небольшой уровень зависимости карьеры чиновника от последствий принимаемых им политических решений, которые так или иначе касаются рынка труда.
  • Дефицит статистической информации для принятия политических решений.
  • Несовершенство собственно политического процесса.
  • Лазейки в законодательной системе, которые позволяют чиновникам по-своему трактовать и применять нормы законодательства в зависимости от ситуации.
  • Увеличение административного аппарата и снижение эффективности контроля над ним.

Пример 4

Подобного рода провал государства может возникнуть в сфере регулирования рынка труда проявляясь через низкий уровень определения нарушений трудового законодательства. Такие проявления негативно сказываются на состоянии конкуренции на рынке в целом, т.к. создают искусственное преимущество тем компаниям, которые нарушают закон, перед теми, кто его исправно соблюдает.

В конечном итоге, неэффективность рынка труда сопоставима с неэффективностью государства

Этот факт необходимо принимать во внимание и оптимально сочетать административные и рыночные рычаги влияния

Международные документы в области рынка труда

Надо сказать, что все, перечисленные выше инициативы, отражаются в настоящее время в различных международных документах. Таковыми являются:

  • Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда, 1998 г. В соответствии с данным документом, все государства-члены МОТ должны соблюдать основные четыре принципа относительно базовых прав, а также всячески оказывать содействие по их применению, они следующие:
    • Свобода объединения и право на ведение коллективных переговоров.
    • Упразднение всех форм принудительного или обязательного труда.
    • Запрет на использование детского труда.
    • Исключение дискриминации в сфере труда и занятий.
  • Программа устойчивого до 2010 года. Она состоит из 17 глобальных целей, которые направлены на борьбу с бедностью, неравенством и несправедливостью, в том числе на изменение климата. Одной из целей является обеспечение стабильного, инклюзивного и устойчивого роста, полной и продуктивной занятости, а также справедливого труда для всех.
  • Международный стандарт ИСО 26000:2010 “Руководство по социальной ответственности”. В РФ идентичным документом является национальный стандарт “Руководство по социальной ответственности” ГОСТ Р ИСО 26000. Согласно данному документу, ядро приоритетов организации любого типа формируют создание занятости и развитие навыков, запреты дискриминации и труда несовершеннолетних, охрану труда и безопасность на рабочих местах, а также другие проблемы, которые имеют отношение к процессу занятости населения и рынку труда.
  • Стратегия Всемирного банка на 2012-2022 гг. Её суть состоит в социальной защите и занятости, где приоритетной поддержки ВС заслуживают программы социальной защиты и развития трудовых ресурсов в странах-членах ВБ. Эффективность такой программы определяется успехами в борьбе с бедностью и неравенством, повышение производительности труда и экономический рост.
  • Конвенция 122 “О политике в области занятости”, 1964 г. В соответствии с данным документом, приоритетом государственной политики является содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Кроме того, необходимо обратить особое внимание и на ряд других конвенций и рекомендаций МОТ

Важно понимать, что именно конвенции устанавливают базовые принципы и принимают форму закона после процедуры их ратификации государством, вместе с тем, рекомендации представляют собой руководство, которое зачастую дополняет конвенцию

Предлагаем список действующих конвенций для ознакомления, которые были разработаны МОТ и ратифицированы в РФ в качестве члена МОТ с 1954 г.

Отдельными примерами глобальных нормативов выступают стандарты, а также основные регламентирующие документы:

  • Международная стандартная классификация занятий 2008 – это система классификации и обобщения информации о профессиональной занятости. Сопоставимым документом в РФ является Общероссийский классификатор занятий, который является отражением специфических особенностей отечественной экономики.
  • Международный классификатор статуса занятости, который классифицирует виды работ по типу экономического риска. Его элементы представлены степенью прикрепления лица к определённому месту работы, в том числе типу его полномочий на рабочем месте его и других работников. Исходя из этого работников классифицируют следующим образом:
    • Наёмные работники.
    • Работодатели.
    • Лица, осуществляющие свою работу в индивидуальном порядке.
    • Участники производственных кооперативов.
    • Лица, принимающие участие в деятельности семейных компаний.
    • Работники, которые не попадают по статусу занятости не под одну из перечисленных категорий.
  • Международный классификатор видов экономической деятельности. Аналогичный классификатор в РФ – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Применение перечисленных стандартов значимо при проведении кросс-национальных исследований состояния и динамики рынка труда, в ситуации, где особое значение придаётся единству методологии, взятой за основу при получении статистических данных.

Регулирование рынка труда на государственном уровне в нашей стране

В регулировании рынка занятости населения не последнюю роль играет государство. Оно имеет большое влияние на некоторые моменты, которые влияют на становление занятости, как в отдельных отраслях, так и в глобальном масштабе. Например, государство может оказывать влияние на:

  • уровень предлагаемой заработной платы, условий труда,
  • предоставление дополнительных льгот отдельным лицам или категориям работников,
  • уровень социального обеспечения.

Государство может активно бороться с безработицей путем создания дополнительных рабочих мест, государственных органов, которые осуществляют контроль и борются с безработицей, эффективных программ, позволяющих заинтересовать потенциальных работодателей и т.д. Нередко сюда относят государственные программы, которые позволяют представлять работодателям дополнительные льготы при трудоустройстве безработных инвалидов или специалистов определенных профессий, а также провести процесс замещения вакантных должностей и обеспечить безработное население работой.

Государственные биржи как способ уменьшения уровня существующей безработицы

Созданные государством биржи помогают активно бороться с имеющимся уровнем безработицы в стране в целом, а также в отдельных ее регионах. Основная направленность этих организаций заключается в том, что они должны обеспечивать оборот потенциальных сотрудников и обеспечение их трудоустройством. Для достижения такой цели разрабатываются планы мероприятий, направленные на изменение уровня профессиональной подготовки, а также смены профессиональной направленности потенциального соискателя. Соискатели обеспечиваются бесплатными курсами повышения квалификации, курсами обучения на определенные специальности и т.д. Все это помогает не только получить дополнительные знания, но и найти работу по вновь приобретенной профессии.

Такие учреждения играют большую роль в борьбе с безработицей, особенно путем повышения социальной активности населения, исследования рынка труда в регионе и стране с целью мобильности ищущих работу граждан. Они помогают добиться от иных органов власти предоставления льготных программ кредитования для индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников, улучшения условий обслуживания, снижения ставки налогообложения, а также использования и других видов поощрения.

Особая роль бирж в процессе регулирования рыночных отношений

К сожалению, нужно отметить, что работа биржи труда не особо сильно может влиять на установленный рынок труда в стране. В нашей стране не существует на законодательном уровне обязательства выполнять назначения биржи предпринимателями и предприятиями. Последние стараются самостоятельно определить круг возможных соискателей через собственные отделы кадров. Это позволяет сделать выбор в достаточно короткие сроки и принимать решение о трудоустройстве после общения с большим кругом возможных специалистов. А соискатели, в свою очередь, чтобы избежать бюрократических издержек общения с биржами, проявляют желание напрямую общаться с потенциальными работодателями.

Методы государственного регулирования рынка труда

Государственное регулирование рынка труда в России крайне важно в силу размеров нашего государства и неоднородности в плане заработных плат и уровня занятости. Государство обязано устанавливать размер минимальной оплаты труда для того, чтобы недобросовестные работодатели не использовали экономические явления для снижения уровня зарплат

Кроме того, трудовое законодательство как инструмент государственного регулирования призвано регламентировать правоотношения сторон на рынке труда.

Государственная политика в области регулирования рынка направлена на создание экономических, институциональных и правовых условий для повышения эффективности занятости населения.

Государственное регулирование рынка труда должно отражать потенциал различных групп в рамках трудоустройства. Существуют определенные показатели, которые уменьшают или увеличивают шансы на успешное трудоустройство. К ним можно отнести:

  • уровень образования,
  • стаж,
  • уровень компетенций,
  • семейное положение,
  • половозрастные показатели.

Направления поддержки рынка труда государством

К числу ключевых методов государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации относят:

  • Методы правового регулирования рынка труда
  • Методы экономического регулирования рынка труда
  • Методы социального регулирования рынка труда
  • Организационные методы регулирования рынка труда

В последние годы государство меняет интенсивность регулирования рынка труда, создавая условия для развития экономики в целом и рынка труда в частности. Доказано, что активная деятельность государства на рынке труда оказывает значимый положительный эффект на трудоустройство в формальном секторе экономики и повышает заработную плату.

Литература

Специфика молодёжного рынка труда

Молодёжный рынок труда имеет свою специфику:

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентаций молодёжи, её социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодёжи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечёт за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, для молодёжного рынка труда характерна невысокая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодёжь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда в первый раз, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодёжная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодёжи, которая нигде не работает и не учиться.

В-четвертых, молодёжный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, крайне далёким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвёртый становится потенциальным кандидатом на переобучение или получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворённости профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодёжном рынке труда создалась сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

Решение проблем, имеющихся на рынке труда

Занятость трудовых ресурсов – как одна из важнейших характеристик, определяющих рыночные отношения. При реализации грамотной экономической политики уровень безработицы не должен превышать 5%. Чтобы достичь его в России, нужно избавиться от ряда ограничивающих факторов:

  1. Рынок труда сейчас не является сбалансированным. Существует большое количество вакансий, которые не подходят большей части безработного населения ввиду отсутствия должных умений, опыта и профессиональной подготовки.
  2. Имеются ограничения, которые снижают мобильность трудовых ресурсов. К примеру, необходимость в прописке «привязывает» человека к конкретному месту пребывания.
  3. Жилье в России считается труднодоступным благом – итогом является еще большее уменьшение мобильности.
  4. В сравнении с другими странами уровень производительности труда остается на низких показателях.
  5. Частые случаи монополизации, что позволяет работодателям устанавливать жесткие и зачастую невыгодные для работника условия.

Лишь после устранение указанных проблем можно достичь высокий показателей и на рынке труда, и в экономике страны.

Монопсонический рынок труда

Более реалистична следующая модель — монопсонический рынок труда (монопсония). Это уже несовершенная конкуренции. Ее особенность в малом количестве работодателей. В ряде случаев работодатель может быть вообще один. Если работодатель один, это чистая монопсония, при небольшом их количестве — олигопсония.

Фирма-монопсонист может устанавливать как уровень заработной платы, так и количество нанимаемых работников.

Монопсонический рынок труда: W — ставка заработной платы, WМ — равновесная ставка для фирмы-монопсониста, WСК — равновесная ставка для совершенной конкуренции, L — объем предложения труда, LМ — равновесный объем предложения труда для фирмы-монопсониста, LСК — равновесный объем предложения труда для совершенной конкуренции, DL — спрос на труд, SL — предложение труда, MRCL — предельные затраты фирмы на труд, MRPL — предельный продукт труда.

Кривая предложения труда (SL) на графике поднимется вверх плавно, так как монопсонист должен платить большую заработную плату для привлечения большего количества работников. При этом фирме приходится доплачивать нанятым ранее работникам разницу между их ставкой и ставкой новых работников. Поэтому кривая предельных издержек не совпадает с кривой предложения труда.

Для того чтобы максимизировать свою прибыль работодатель будет стремиться к равновесию MRCL = MRPL. Для этого он будет нанимать меньше работников, и платить им меньшую заработную плату, чем в случае рынка совершенной конкуренции.

Характеристики монопсонического рынка труда:

  • множество работников и один (или очень мало) работодатель;
  • работодатель может влиять как на количество нанимаемых работников, так и на размер заработной платы.

1.2 Структура рынка труда

Структура рынка труда определяется разными признаками и компонентами, необходимыми для возникновения и начала функционирования рынка труда. На основе характеристики рынка труда можно установить основные его элементы: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке, труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты и др.

Главными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники, государство и его органы. Работодатель – наниматель, который может быть представлен разными экономическими субъектами в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть государственные предприятия, акционерные общества, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, общественные организации, индивидуальные наниматели и т. п.

Важным условием реального функционирования рынка труда является адекватное поведение на нем всех участников трудовых отношений: государства, работодателей и наемных работников. Отношения на рынке труда складываются из трех основных компонентов:

• отношения между наемными работниками и работодателями;

• отношения между субъектами рынка труда и их представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

• отношения между субъектами рынка труда и государством.

Рынок труда не может успешно функционировать без создания экономических условий, включающих законодательные акты, нормы, налоговую систему и различные льготы, проведения активной политики занятости населения, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т. д.

Конъюнктура рынка труда зависит от состояния экономики (подъема или спада), отраслевой структуры хозяйства, уровня развития его технической базы, благосостояния (уровня доходов населения), развития рынков товаров, услуг и жилья, состояния социальной и производственной инфраструктуры, степени развития многоукладное экономики, развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экономические и другие факторы.

Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Ее составляют государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура рынка призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также процессы защиты прав работодатели наемных работников на рынке труда. Основным элементом инфраструктуры рынка труда выступает государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного.

Региональный уровень

В-вторых, это региональный уровень. Во многом он воспроизводит все отмеченные направления работы государственных институтов на макроуровне. Только соответствующими комптенциями в этом случае наделены не федеральные, а региональные органы власти. Вместе с тем, рынок труда и занятость населения могут формировать проблемные области, специфичные для отдельно взятых субъектов федерации. Институты, ответственные за проведение политики на макроуровне, могут не учитывать соответствующие региональные особенности, и потому более качественно работу здесь будут вести именно властные структуры субъектов РФ. Для рассматриваемого уровня характерно решение вопросов эффективной адаптации ключевых принципов государственной политики в сфере занятости граждан к локальным особенностям.

Регулирование рынка труда

К сожалению, созданные биржи не могут выполнять в полном объеме роль регулятора рынка труда. Вопрос устройства на работу продолжает находиться на критическом уровне. В условия нестабильной экономики многие учреждения и организации либо перестают работать на время, либо становятся банкротами. Соответственно, все сотрудники, которые работали на таких предприятиях, остаются без работы. Естественно, что не все они могут устроиться на работу с помощью бирж, многие так и останутся находиться на учете (особенно, если возраст предпенсионный либо же нет соответствующей профессии). Также приток безработных приходится на период окончания учебного года, поскольку ВУЗов и профильных училищ много, а обеспечить всех выпускников работой не представляется возможным, по крайней мере, сразу.

Эти проблемы были известны всегда, но особого внимания к ним не привлекалось

Только в последнее время стали уделять решению этих проблем достаточное внимание. Изменилась позиция в отношении рынка труда, замещать освободившиеся вакансии теперь можно после посещения ежемесячно устраиваемых ярмарок вакансий, а также других подобных мероприятий

Однозначно, не принимать роль бирж в регулировании рынка труда просто невозможно. Как уже отмечалось, биржи занимаются перепрофилированием, переподготовкой, учебой потенциальных работников, а также реально помогают в трудоустройстве гражданам. Кроме того, особое значение имеет то, что биржи занимаются сбором данных о количестве безработных, уже трудоустроенных, определении перечня востребованных профессий, что помогает составить статистику и план мероприятий, направленных на борьбу с безработицей.

Но, что бы ни делала биржа, основную проблему она не решает. Потерявший работу человек, придя на биржу и получив предложение приобрести новую специальность, естественно, соглашается. Но на рынке труда будут отдавать предпочтение потенциальным сотрудникам, возраст которых – до 45, есть определенный стаж работы по необходимой профессии. А реальные соискатели, которые ищут работу через биржу, не имеют опыта в новой профессии, да и возраст зачастую около граничного либо же выше. То же происходит и с молодежью, которая на период поведения перепрофилирования, может утратить реальную возможность трудоустроиться, в связи с занятием вакантной должности другим специалистом. То есть вопрос переобучения не может решить проблему трудоустройства.

Поскольку еще очень много времени пройдет до момента, когда проблема будет полностью устранена, можно предпринимать эффективные промежуточные решения. Они хоть и не решают в целом проблему, однако лишними совершенно не будут:

  • увеличение минимального и максимального размера пособия, получаемого безработными;
  • направление усилий на проведение трудоустройства молодого населения страны;
  • приложение усилий для реального поиска рабочих мест безработному населению.

В условиях сегодняшнего дня огромную роль в стабилизации и улучшении экономики в стране, а также экономических процессов, играет мобильность потенциальных соискателей. То есть способность работника, а также членов его семьи, по надобности изменять место своего проживания с региона на регион. Именно это особенность может привести к увеличению производительности и эффективности экономики в целом.

Предпосылки и рамочные условия регулирования рынка труда

Данная статья посвящена процессу регулирования рынка труда и познакомит с теоретическими основами государственного регулирования рынка труда, основными международными инициативами в области рынка труда, а также позволит правильно использовать ключевые нормативные документы при анализе рамочный условий регулирования рынка труда и систематизировать основные инструменты государственной политики на рынке труда.

В процессе изучения данного материала овладеете методами анализа содержания и результатов государственной политики на рынке труда, а также навыками, которые имеют отношение к поиску и анализу нормативных документов в области рынка труда.

Состояние рынка труда в РФ

Говоря о тенденциях на современном российском рынке труда, следует привести данные Росстата, согласно которым численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет в марте 2017г. составила 75,9 млн. человек, из них 71,8 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,1 млн. человек – как безработные с применением критериев МОТ.

Уровень безработицы среди молодежи 2017 год

Рынок труда в России динамичен. Изменения происходят каждый год. Это обусловлено высокой чувствительностью к социально-экономическому положению в стране. 2017 год стал показательным для рынка труда в РФ. Произошли изменения в структуре соискателей: изменились требования к работникам. Аналитики отмечают, что произошел переход от внимания к стажу к вниманию к уровню компетенций.

Министерство труда Российской Федерации отмечает, что в середине декабря 2017 года было зарегистрировано около 800 тысяч официальных безработных. Опрос Фонда общественного мнения показал: 53% россиян оценивают уровень безработицы как высокий, а 48% утверждают, что в регионе их проживания безработица растет, и только 8% заметили ее снижение .

В 2017 году высок спрос на квалифицированные рабочие специальности. По-прежнему сложно найти хорошего слесаря, токаря или сварщика.

В последние годы наметилась тенденция к снижению вакансий по специальностям связанным с повторяющейся деятельностью. Это следствие автоматизации многих сфер деятельности. Так, начиная с 2017 года, отчетливо видна тенденция к снижению спроса на сотрудников колл-центров. Современное программное обеспечение вполне может заменить низкоквалифицированного оператора. В зоне риска оказались такие профессии как менеджер в турфирме, библиотекарь и делопроизводитель. Резко снизится спрос на водителей, таксистов и курьеров.

В конце 2017 года отмечена тенденция к снижению у населения потребности в частой смене работы. Сотрудники стали сильнее “держаться” за свое место. Это связано не с ростом безработицы, а с ростом сознательности и уровня комфорта на рабочем месте.

В завершении отметим, что современная Россия стоит на пороге быстрой смены модели рынка труда. К этому страну подталкивают внешние вызовы времени и накопившиеся противоречия в экономике

По этой причине крайне важно адекватное государственное регулирование рынка труда

Частные рекрутинговые компании

Кроме государственных учреждений, существуют частные компании, которые занимаются подбором персонала для разнообразных предприятий. Такие организации работают и на потенциальных работодателей, удовлетворяя их потребности в разного уровня специалистах, а помогают и соискателям на определенные вакансии.

Работа таких компаний существенно влияет на рынок труда. Современная тенденция развития помогает провести подбор персонала для замещения вакантной должности, а также подобрать необходимую работу для кандидата. Роль таких компаний в регулировании рынка труда очень велика, поскольку они реально показывают хорошие показатели по трудоустройству и удовлетворению обоих сторон. Поскольку рекрутинговые компании являются частными, то и их деятельность целиком и полностью направлена на достижение определенного результата, в данном случае – удовлетворения потребностей по трудоустройству.

Направления государственной политики

Государственное регулирование рынка труда в России осуществляется в рамках следующих основных направлений. Во-первых, это стимулирование занятости, а также увеличение количества рабочих мест в организациях и учреждениях, находящихся в собственности государства. Во-вторых, это содействие развитию институтов, деятельность которых направлена на повышение производительности труда, подготовку новых кадров. В-третьих, это реализация программ с целью решения проблем, связанных с поиском и наймом персонала. В-четвертых, это борьба с безработицей и поддержка граждан, не имеющих занятости.

Производительность труда

Производительность труда (ПТ) считается очень просто: ВВП делят на количество занятых. Если речь про страну в целом. А ВВП обычно определяется по производственному методу – по добавленной стоимости.

В Европе, по данным на 2019 г, самая высокая ПТ в Люксембурге, там почти сотня.

В этом месте закрадывается некоторые сомнения. А вдруг с этим показателем что-то не так? И возникают эти каноничные примеры. Российский хирург вырезает аппендикс, и стоит эта операция 40 тысяч рублей. А когда то же делает американский хирург, то оно там стоит 40 тысяч долларов. Таким образом, последнего в 70 раз выше. Но позвольте, и там, и там аппендикс был вырезан только один! Вот если б американец за то же время нарезал 70 штук. На самом деле это сферическая ПТ в вакууме. Для макроэкономики сама стоимость труда значительно важнее чем, его количество.

Простой пример: землекоп работает 12 часов в день, а программист работает 8 часов в день, при этом труд программиста в несколько раз производительнее, потому, что стоит дороже.

Корень низкой производительности труда в России не в том, что люди мало или плохо работают. А в том что, в экономике низкая доля наукоемких, технологических отраслей дающих основную прибавочную стоимость. Поэтому, все претензии по поводу производительности должны быть направлены к властям России. Именно от их работы зависит направление развития экономики.

Население трудоспособного возраста

В июле 2017 года численность трудоспособного населения России составила 76,4 млн человек, в том числе численность граждан в возрасте 15-72 лет – 76,3 млн человек (52% от общей численности населения страны).

В общей численности занятого населения 31,9 млн человек (44,3%) составляли штатные (без учета совместителей) работники организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекали еще 1,4 млн человек.

В начале 2010-х Всемирный банк допускал три сценария сокращения населения России трудоспособного возраста.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий